Терменвокс по-русски

Мы постоянно добавляем новые материалы на сайт и мы постоянно нуждаемся в вашей помощи.

Пожалуйста, помогите нам с переводом материалов на русский язык.

Переведите пару абзацев >>

Терменвокс

Журнал: «Музыка для синтезатора», №4, 2006 год, стр. 3

Вначале XX века, после изобретения электровакуумной лампы и создания электронного генератора, был обнаружен так называемый эффект интерференции частот («гетеродинный эффект») между двумя генераторами. Он создается двумя радиоволнами близкой, но различной частоты, при совмещении которых возникает более низкая частота, равняющаяся их разности. Эта частота может лежать в звуковом диапазоне (приблизительно от 20 до 20000 Гц). Музыкальный потенциал эффекта был неоднократно использован в области конструирования электромузыкальных инструментов. В том числе – инженерами и конструкторами М. Мартено, Н. Обуховым, А. Живеле, но ранее и оригинальнее всех – Львом Сергеевичем Терменом (1896, С.-Петербург – 1993, Москва), русским виолончелистом и инженером-электронщиком.

Проблема гетеродинного эффекта в радиоэлектронике заключается в том, что если тело человека находится рядом с генераторами, то его емкостное сопротивление вызывает отклонения частот. Лев Термен превратил проблему в ее противоположность: емкостное сопротивление тела не только не мешает, но может быть использовано… для управления игрой на инструменте! Вместо клавиатуры и фиксированной интонации – свободное перемещение рук исполнителя по воздуху.

Инструмент, построенный Терменом в 1917 году, получил название терменвокс (в честь своего создателя) или этерофон (от слова ether – эфир, воздух) и является первым случаем использования гетеродинного принципа в музыке. В первом терменвоксе использовалась ножная педаль для регулировки громкости и переключатель для изменения высоты. На основе этого прототипа к 1920 году была собрана действующая модель терменвокса. Она имела уникальный дизайн, напоминавший корпус граммофона на 4 ножках с торчащими из него антенной и металлической петлей. На инструменте играли путем движения рук около металлической антенны для управления высотой звука и около металлической петли для управления громкостью. На выход поступал монофонический непрерывный сигнал. Тембр инструмента был фиксированным и напоминал звучание скрипки.

Звук производился гетеродинной парой радиочастотных генераторов: один вырабатывал постоянную частоту 170 000 Гц, а другой – изменяемую частоту между 168 000 и 170 000 Гц.

Частота второго генератора определялась расстоянием между рукой музыканта и антенной. Разность между постоянной и изменяемой радиочастотами давала слышимое биение частотой от 0 до 2 000 Гц. Громкоговоритель подключался непосредственно к генераторам, в более поздние модели был добавлен усилитель и большой треугольный репродуктор. Эта модель терменвокса была впервые показана перед публикой на Московской промышленной выставке в 1920 году и была представлена В.И. Ленину, который пожелал брать уроки игры на инструменте. Позже Ленин заказал изготовление 600 терменвоксов для их распространения в СССР.

В 1927 году Термен выехал из СССР и после недолгого пребывания в Европе поселился в США, где в 1928 году получил патент на Терменвокс. В течение последующих лет ламповые терменвоксы производились и продавались в США корпорацией RCA. Позднее выпуск уже транзисторных терменвоксов был налажен компанией Роберта Муга (и продолжается до сих пор).

В США терменвокс получил распространение как «домашний» инструмент, а также звучал во многих саундтреках к кинофильмам 1940 – 1950-х годов. Он также использовался в нескольких альбомах популярной музыки в 1960-е годы (альбом “Good Vibrations” группы Beach Boys – пожалуй, самый известный пример). Инструмент нередко применялся в качестве источника звуковых эффектов либо замены струнного инструмента. Его уникальные микротоновые и звуковысотные характеристики использовались значительно реже.

Л. Термен создал на основе терменвокса несколько других инструментов: терпситон, ритмикон, клавишный терменвокс и электронную виолончель.

Ритмикон (1930). Первый электронный генератор ритма. Заново создан Терменом в Московской консерватории в 1964 году. Восстановлен в Термен-центре несколько лет назад.

Терпситон (1930).

Терпситон был адаптацией терменвокса для танцовщиков. Управляющая антенна была сделана в форме большого металлического листа, спрятанного под полом. Движения танцоров в пространстве над листом вызывали изменения высоты генераторов терпситона, в соответствии с емкостью тел танцоров. Этот инструмент был использован в нескольких танцевальных, музыкальных и световых шоу в 1930-е годы.

Клавишный терменвокс (1930).

Вариант терменвокса, в котором емкостный контроль заменен стандартной клавиатурой.

Электронная виолончель Термена (Theremin Cello, 1932).

Еще одна модификация терменвокса: инструмент без струн, с грифом и плоской декой. Высота звука управляется положением пальцев левой руки на грифе, громкость звука при помощи рычага, управляемого правой рукой. Имеются также две поворотные ручки для регулировки тембра.

Промышленный выпуск инструмента в России так и не был налажен. Терменвокс производится несколькими зарубежными компаниями, в том числе – компанией Moog-Music под маркой Etherwave.