Терменвокс по-русски

Мы постоянно добавляем новые материалы на сайт и мы постоянно нуждаемся в вашей помощи.

Пожалуйста, помогите нам с переводом материалов на русский язык.

Переведите пару абзацев >>

Терменвокс

С. Зорин. Журнал: «Моделист-Конструктор», №4, 1981 год, стр. 23-25

См. также "Свободно из пространства вышедший звук"

Электромузыкальный одноголосый инструмент терменвокс можно настроить на различные высотные регистры: сопрано, альт, тенор, бас. Каждый такой диапазон укладывается в 4,5 октавы. Управляют высотой звука движением правой руки по направлению к вертикальному штырю-антенне (рис. 1). Причем перемещение этой руки вдоль штыря практически не влияет на высоту звука. Левой рукой регулируют громкость звучания путем приближения кисти к горизонтальной металлической петле.


Рис. 1. Принципиальная схема терменвокса.

Расстояние между этими двумя электродами должно соответствовать размаху рук дирижера, то есть около 70–90 см. Движение рук в разных плоскостях, правой – в горизонтальной, а левой – в вертикальной, позволяет избежать емкостных влияний одной руки на аналогичное воздействие другой.

Верхний конец стержневой антенны (L = 50 см, ⌀ = 10 мм) расположен немного выше головы исполнителя.

Начальная емкость вертикального электрода – около 100 пФ. Приближением руки ее можно удвоить. С помощью двух связанных высокочастотных генераторов получают биения НЧ. Один из них имеет постоянную частоту, частота второго варьируется пропорционально изменению емкости вертикального стержня. Однако такой генератор может создавать наводки или радиопомехи, поэтому частота его не должна превышать 180 кГц.

Чтобы звуковой диапазон укладывался в 4,5 октавы, нужно обеспечить широкое изменение частоты управляемого ВЧ генератора. Для этого применяется схема «затягивания» частоты колебательного контура, состоящего из катушки индуктивности, ее собственной емкости и емкости штыревой антенны. Такая резонансная система действует как четвертьволновый вибратор с узлом в месте его контакта с генераторной цепью и кучностью на емкостной составляющей антенны. В положении, близком к резонансу, влияние изменения емкости на частоту генератора значительно возрастает из-за явления «затягивания». При слишком большой величине связи лампового генератора с таким резонатором вблизи резонанса может произойти срыв колебаний.

Катушки индуктивности L1 и L9 намотаны в один слой проводом ПЭЛ 0,1 на каркасах ⌀ 60 мм, длиной 295 мм и 340 мм соответственно, изготовленных из изоляционного материала. Намотка производится виток к витку по всей длине каркасов, отступив 8–10 мм с обеих сторон для крепления выводов. Обмотки защищены от механических повреждений двумя-тремя слоями бумаги или лакоткани. Поверх L1 расположена катушка L2 – 30–40 витков провода ПЭЛ 0,1 (подбираются при настройке).

Катушки L1 и L9 можно намотать на ферритовых стержнях длиной 140 мм от транзисторного радиоприемника. Но провод в этом случае нужно взять ПЭЛ 0,06, а между обмоткой и стержнем проложить слой бумаги толщиной 1 мм.

Для компенсации колебаний влажности и температуры катушки обоих ВЧ генераторов должны быть идентичными. L5 и L7 содержат около 60, L6 и L8 – около 40 витков провода ПЭВ 0,15. На изоляционном каркасе ⌀ 30 мм, длиной 50 мм сначала наматывают катушку L5 (L7), покрывают слоем бумаги, а затем поверх нее в противоположном направлении мотают катушку L6 (L8).

На аналогичном каркасе намотаны в противоположных направлениях и катушки L3, L4, имеющие соответственно 20 и 30 витков провода ПЭВ 0,15.

Учтите, что витки катушек L3–L8 указаны приблизительно. Точные их значения вместе с величинами конденсаторов С16 и С23 подбираются в процессе настройки инструмента.


Рис. 2. Конструкция корпуса:
1 – задняя панель, 2 – передняя панель, 3 – боковая стенка,
4 – антенна громкости, 5 – нижняя стенка, 6 – внутренняя стенка,
7 – штыревая антенна, 8 – верхняя стенка, 9 – дно, 10 – стойка, 11 – перемычка.

Т1 – выходной трансформатор от любого лампового радиоприемника. Трансформатор Т2 выбирают из расчета, чтобы напряжение на его вторичной обмотке составляло 30 В.

Конструкцию терменвокса в том виде, каким он был в 1921 году, как понятно каждому, ныне воспроизвести невозможно. Поэтому мы предлагаем воспользоваться аналогами ламп тех лет, еще достаточно распространенными. Смеситель сделайте на лампе V8 6А7 (6А2П), подключив ее управляющие сетки к сеткам генераторных ламп V7, V9 через резисторы R16, R19 сопротивлением 10–50 кОм. С их помощью изменяют гармонический состав выходного напряжения на аноде 6Д7 (6А2П) и степень связи между генераторами.

Увеличить связь между генераторами можно и путем подбора емкостей конденсаторов С16, С23 или взаимного расположения катушек L5, L6 и L7, L8.

Сигнал со смесителя поступает на гептод V6 6А7 (6А2П). Изменяя на второй управляющей сетке V6 величину отрицательного смещения, управляют громкостью звука. Для этого левой рукой варьируют емкость петлеобразной антенны W1, влияющей на частоту контура L1, С1. Генератор, управляющий громкостью, выполнен на двойном триоде V4 6Н8С или 6Н9С.

Когда левая рука находится над петлеобразным электродом W1 на расстоянии полуметра, состояние контура близко к полному резонансу. При этом на вторую сетку V6 подается положительное смещение величиной 15–20 В, Снижение руки приводит к расстройке резонанса и уменьшению напряжения смещения до 1–2 В.


Рис. 3. Монтажная плата.

С анода V6 звуковой сигнал поступает на частотнозависимые цепи для формирования тембра звучания инструмента. RC фильтр изменяет амплитуду гармоник (аналогично регулятору тембра радиоприемника); с помощью RC фильтра можно получить несколько резонирующих формантных каналов в диапазоне от 500 до 3000 Гц.

Усиление сигнала по мощности осуществляет выходной каскад на лампе 6ПЗС или 6П14П.

Перед исполнением музыкальных произведений инструмент настраивают с помощью переменных конденсаторов С14 и С21. Для этого на переднюю панель терменвокса выведены два регулятора. При удалении руки от штыревой антенны устанавливают нижний предел звучания. Приближение руки к антенне вызывает плавное повышение звука. Неверная настройка дает обратную картину.

Левой рукой настраивают уровень громкости. Максимальная громкость – при подъеме, минимальная – при опускании левой руки на высоту около 80 мм от петлеобразной антенны W1. Рядом с регулятором установлен тумблер S1 отключения звука.

Питается Терменвокс от выпрямителя с высоким уровнем фильтрации анодного напряжения 250–300 В (ток нагрузки 75–100 мА). Накальная обмотка (6,3 В, 2,5 А) через конденсаторы емкостью по 0,5 мкФ симметрично подключена к «общей» шине, которая через аналогичный конденсатор подсоединена к сети. Это необходимо для получения правильного положения узла высокочастотного напряжения в стоячих волнах антенн.

Конструкция корпуса инструмента – на рисунке 2.

Играют на терменвоксе обычно стоя. Поэтому его устанавливают на подставку таким образом, чтобы высота инструмента соответствовала росту исполнителя. Динамическую головку мощностью 5–10 Вт вместе с отражательной доской размером 550×500 мм располагают на штативе на высоте уха исполнителя (иди чуть выше) на расстоянии 1 м от него. В основании штатива смонтирован блок питания.