Терменвокс по-русски

Мы постоянно добавляем новые материалы на сайт и мы постоянно нуждаемся в вашей помощи.

Пожалуйста, помогите нам с переводом материалов на русский язык.

Переведите пару абзацев >>

Можно видеть сквозь стены

В. Львов. Журнал: «Огонёк», №47, 1926 год

Открытое Л. С. Термена – огромного и всеевропейского размаха! Я особенно подчеркиваю ту непомерную работу, которую проделал Л. С. Термен, кропотливо испытавший каждую деталь своего изобретения и закончивший его в полгода.

Лучшим доказательством практической удачи сконструированного прибора является демонстрационный опыт Л. С. Термена, показанный им в физической аудитории нашею института. Мы видели на экране движение человеческой руки, происходившее в те же моменты времени за стеною в соседней комнате!

Академик А. Ф. Иоффе.

Лев Сергеевич Термен, советский физик-экспериментатор, изобрел и сконструировал прибор, позволяющий видеть на экране предметы и события, одновременно происходящие на любом расстоянии от места наблюдения.

Когда были опущены непроницаемые шторы в просторной и полупустой аудитории, небольшой экран вспыхнул ярко-зеленым заревом… Движение, происходящее за капитальной глухой стеной, появляется на экране.

Нужно понять принцип телеоптики, т.е. видения на далеком расстоянии. За последние 5–6 лет за границей и у нас, в СССР, было изобретено несколько способов передачи по проволоке или беспроволочным путем готовых фотографических снимков, чертежей, банковских чеков, а в самое последнее время и кинематографических лент. (Каролус в Германии, Белэн во Франции, Мельников в РСФСР, й т. д.)

ГАЗЕТЫ БУДУЩЕГО. Прибор Л. С. Термена является прототипом радио-газеты будущего.
Мы помещаем фантастический рисунок С. П. Ладыгина,
изображающий демонстрацию на домашнем экране полета в межпланетное пространство.

Во всех разбираемых случаях, стоящий у приемника человек дудеть видеть не само событие, а его заранее выполненный фотографический снимок (неподвижную фотографию или «движущуюся» кино-фильму), попадающий на сетчатую оболочку глаза наблюдателя лишь после ряда операций фото-печатания.

Совсем другое – принципиально другое – изобрести прибор, с помощью которого находящийся перед экраном наблюдатель мог бы на этом экране видеть события, разыгрывающиеся в те же самые мгновения на другом месте, события, непосредственно запечатлеваемые, на приемном экране.

Эту задачу решил Л. С. Термен.

Чтобы «видеть» на расстоянии полное изображение какого-нибудь освещенного предмета, приходится передавать свет, рассеиваемый поверхностью такого предмета по частям. Поверхность предмета как бы разграфляется при этом на правильную более или менее мелкую сетку небольших квадратиков – участков этой поверхности. Свет большей или меньшей яркости льется от каждого из таких квадратиков, и поверхности предметов рассматриваются и оптически воспринимаются только как комбинат пятен «света» и «тени» – «черного» и «белого».

Сердцем отправительного прибора Термена является так называемая «развертка». «Развертка», это – деревянный или металлический диск, помещающийся перед предметом и снабженный серией маленьких, насаженных на диске в определенном порядке, зеркал. Зеркала расположены так, что при вращении диска в каждый момент времени одно зеркальце диска подхватывает и отражает «зайчиков» – один элементарный пучок света, исходящий от одного зерна (участка) освещенной поверхности. Доступ же остальному свету сквозь «развертку» закрыт. Зеркальце «вырезает», таким образом, из всего видимого изображения передаваемого предмета лишь один участок – квадратик этого изображения.


Молодой советский учёный, ученик академика А. Ф. Иоффе,
зав. лабораторией электрических колебаний Госуд. рентген, ин-та в Ленинграде –
Л. С. Термен у отправительного прибора для видения на расстоянии.
Опыт производился при академике А. Ф. Иоффе.

Скорость вращения диска подбирается такая, чтобы в течение 1/10 секунды времени были «отрезаны» поочередно разверткой и отосланы «зайчиком» в сторону все пучки света, отражающиеся от всех квадратиков поверхности.

Следующая стадия передачи изображения в приборе Термена, это – превращение света в электрический ток. Для этой цели служит так называемый «фото-элемент», основанный на свойстве металлов (например, вольфрама) отправлять электроны под действием падающего на эти металлы света. Чем ярче свет, тем больше электронов вылетает из металла, т.е. тем сильнее электрический ток, возникающий в цепи «фото-элемента».

На «фото-элемент» и заставляют падать последовательно все световые «зайчики», отброшенные «разверткой». Если «сетка», на которую разбита поверхность передаваемого предмета состоит, допустим, из 1000 квадратиков (в первоначальном грубом приборе Термена этих квадратиков было 300), то мы получим внутри нашей установки «карусель» из тысячи летающих друг за другом световых пучков («зайчиков») разной емкости, живую очередь, мгновенно превращающуюся (в фото-элементе) в тысячи токов разной силы, следующих один за другим в фото-элементной цепи. Обе карусели должны промелькнуть в 1/10 секунды. В следующую 1/10 долю секунды вся карусель должна повториться сначала, при чем картина «зайчиков» и токов в новом 1/10-секундном цикле может быть уже несколько иной. Не обязательно, что бы наш предмет был неподвижен: он может двигаться, «жить», поворачиваться, как ему угодно – комбинация бликов света и тени будет в связи с этим меняться; будет меняться тем самым яркость «зайчиков», а, значит, и силы токов, возникающих в фото-элементе.

«Игра» токов усиливается затем с помощью обычных, принятых в радиотехнике, усилительных средств (катодные лампы и т. д.) и пересылается далее в пространство, безразлично каким путем: по проводам или по радио. Электро-усилительной частью кончается «телеоптический» отправительный прибор Термена. В права вступает многоопытная и многомощная отправительная техника. Чем мощнее средства последней, тем дальше можно послать изображение предмета.

В приёмном аппарате, все превращения совершаются в обратном порядке. Радиоприемник преобразует электромагнитные волны в ряд обыкновенных (постоянных) электрических токов разной силы. Токи, проходя через электро-лампочку, колеблют яркость ее освещения; эта лампочка воспроизводит нам в приемном приборе всю ту последовательность («карусель») световых «зайчиков», какая в те же мгновения осуществляется в отправительном приборе, отделенная сотнями или тысячами километров. Попадая, наконец, на «развертку», заверченную строго соответственно с отравительной «разверткой», световые пучки («зайчики») проектируются в обратном порядке прямо на экран, при чем развертываются на плоскости экрана в совершенно том же шахматном порядке, в каком они отрывались и вырезывались из светового потока, отраженного от передаваемого предмета. На экране получится, таким образом, «сетка» из белых и черных пятен (квадратиков) разной степени потемнения, – получится вся та комбинация бликов света и тени, которая и составляет собою изображение всякого видимого предмета.

Но наблюдатель, не будет видеть квадратиков, не будет видеть «сетки» на экране по той же самой причине, по какой он не видит «сетки» на иллюстрациях, печатающихся в газетах. Воспроизведение, как известно, заключается в переносе на газетную бумагу мелкой сетки из темных и светлых точек. При рассматривании с обычного расстояния, на котором располагается глаз от газетного листа – «сетка» сливается в одно сплошное изображение: то же самое происходит и при разглядывании Терменовского приемного экрана.

С другой стороны, срок в 1/10 секунды, в течение которого все составные элементы «сетки» (вся 1000 квадратиков в нашем примере) успевают наложиться на экран, – этот срок гарантирует слияние в нашем глазу отдельных впечатлений от каждого квадратика (они проскакивают на экран каждую 0,0001 долю секунды) в одно слитное впечатление. На этом же «физиологическом сроке» – 1/10 секунды основан, как известно, и принцип кинематографа.

Сконструированный и испытанный им с блестящим успехом прибор – пока маломощен и хрупок, как первый «грозометчик» Попова, как первый паровоз – «Ракета» Стефенсона, как первый «кйнетоскоп» Эдиссона.

Но массовое производство дешевых и совершенных «телеоптических приемников» даст возможность сотням миллионов людей видеть на расстоянии.

Влад. Львов.