Терменвокс по-русски

Мы постоянно добавляем новые материалы на сайт и мы постоянно нуждаемся в вашей помощи.

Пожалуйста, помогите нам с переводом материалов на русский язык.

Переведите пару абзацев >>

Искусственная реверберация в терменвоксе

Л. Королев. Журнал: «Радио», №8, 2009 год, стр. 43-44

Искусственная реверберация – мощное средство расширения художественных возможностей электромузыкальных инстру­ментов, в том числе и терменвокса. В большинстве практических случаев ее реализуют наложением на основной воспроизводимый сигнал ряда его запаздывающих копий (эхо-сигналов) с убывающим уровнем. О том, как получить эффект эхо в звучании терменвокса, вы узнаете из этой статьи.

Целесообразность использования искусственной реверберации состоит в том, что она позволяет добиться у слушателя звукового ощущения большого пространства при игре на электронном музыкальном инструменте (ЭМИ) в сравнительно небольших помещениях. Мастер выразительной игры на терменвоксе К. И. Ковальский исключительно высоко ценил этот эффект и считал ревербератор необходимым узлом в тракте концертного терменвокса.

Музыкально полноценное использование эхо-эффекта в таком ЭМИ как терменвокс может быть достигнуто введением ревербератора непосредственно в инструмент с возможностью управления параметрами реверберации с пульта терменвокса. При игре сидя управлять ревербератором несложно, но при игре стоя реализовать его возможности труднее в силу того, что обе руки исполнителя постоянно заняты [1].

Имеющиеся в настоящее время в продаже цифровые ревербераторы до­вольно громоздки, потребляют значительный ток, из-за чего с терменвоксом практически не компонуются. Поэтому на недорогой специализированной микросхеме – эхо-процессоре НТ8970 [2] был сконструирован малогабаритный цифровой ревербератор, вполне пригодный для использования в терменвоксах, описанных в [1] и [3]. Каких-либо принципиальных изменений инструменты не требуют. Крайне желательна лишь переделка пульта управления в соответствии с рекомендациями, изложенными ниже.


Рис. 1. Принципиальная схема ревербератора с эхо-процессором

Принципиальная схема ревербератора с эхо-процессором в типовом включении показана на рис. 1. Потребляемый узлом ток – 17 мА; максимальный размах выходного напряжения – около 0,6 В.

Микросхема DA1 питается напряжением 5 В с выхода стабилизатора DA2. Входной разделительный конденсатор С1 не обязателен, он может отсутствовать, если на выходе источника входного сигнала нет постоянного напряжения. Подстроечным резистором R1 устанавливают максимальный уровень входного сигнала, а переменными R4, R9 оперативно регулируют соответственно время задержки и уровень задержанного сигнала (глубину реверберации). Номиналы элементов цепи ОС R7, R9, R13, С9, С11, С12 выбраны такими, что при перемещении движка резистора R9 средний уровень выходного сигнала остается почти постоянным. Изменяется лишь соотношение уровней задержанного и прямого сигналов. Иначе говоря, уровень реверберационной составляющей сигнала меняется от нуля (движок резистора R9 в нижнем по схеме положении) до максимального значения при сохранении неизменной громкости звучания ревербератора.

Устройство способно работать также в режиме "объемного звучания", но использование его в терменвоксе проблематично.

Для ревербератора пригодны любые малогабаритные постоянные резисторы и конденсаторы. Переменные резисторы лучше использовать с валами диаметром 3 мм (например, СП-0,4, СПЗ-4М, СП4-1а). Ручки управления должны быть изготовлены только из изоляционного материала и иметь диаметр не менее 20 мм. Это необходимо для минимизации емкости между пальцами руки и валом переменного резистора, которая входит в довольно сложную эквивалентную схему рабочего контура терменвокса. Слишком большие изменения указанной емкости могут стать причиной заметного ухода музыкального строя.


Рис. 2. Печатная плата ревербератора

Ревербератор смонтирован на печатной плате размерами 45x42 мм из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Чертеж платы представлен на рис. 2.

Введение ревербератора в терменвокс неизбежно приводит к переосмыслению соотносительной важности различных режимов работы инструмента, что, в свою очередь, требует конструктивного перераспределения органов управления на пульте управления. Действительно, востребованность искусственной реверберации и ее количественная дозировка диктуются не только художественной стороной процесса исполнения музыки, но и рядом других обстоятельств, таких, например, как необходимость игры в акустически плохом помещении.

С учетом того, что конкретное размещение органов управления на пульте во многом зависит от возможностей исполнителя, я бы рекомендовал ручку изменения глубины реверберации расположить у конца первой фаланги большого пальца левой руки, ручку регулирования времени задержки – рядом, между первой и второй фалангами этого пальца, а ручку управления "атакой" звука – со стороны ногтя этого же пальца. Все три ручки должны быть торцевого вращения.

Описанный ревербератор применен в нескольких образцах совмещенного варианта терменвокса, где пульт управления и все остальные узлы инструмента [1], включая визуализатор грифа, совмещены в единую конструкцию. Вход ревербератора (без разделительного конденсатора С1) подключен к движку резистора R33, а выход – к контакту 3 разъема Х2; сюда же подключен и выключатель звука SA1.


Рис. 3. Схема выходного усилителя

Педаль управления громкостью следует применять высокоомную, сопротивлением не менее 30 кОм, а ее входные и выходные цепи выполнить экранированными кабелями. Поскольку применение высокоомной педали не всегда возможно, а выходное напряжение ревербератора сравнительно невелико, его целесообразно дополнить простым выходным усилителем, собранным по схеме на рис. 3. Этот усилитель обеспечивает на входе педали (с любым сопротивлением, вплоть до 100 Ом) неизменное напряжение 1,5...1,7 В (амплитудное значение). Выключателем звука будет служить тумблер SA1 усилителя (резистор R5 – токоограничительный). Ток покоя усилителя не превышает 5 мА.

Налаживание устройства заключается в установке оптимального уровня сигнала в тракте инструмента. Подборки деталей ревербератор не требует. Резистор R33 инструмента (см. [1]) устанавливают в среднее положение, а подстроечный резистор R1 ревербератора – в положение минимального прохождения сигнала. Резисторы R4 и R9 переводят в положение соответственно наибольшего времени задержки и максимальной глубины реверберации. Частоту биений генераторов терменвокса выбирают в пределах 300...500 Гц при максимальном их размахе.

Подключают к выходу ревербератора осциллограф. Перемещают движок резистора R1 ревербератора вверх по схеме и, добившись медленным изме­нением положения руки по отношению к штырю терменвокса максимального размаха биений на экране осциллографа, устанавливают этим резистором размах биений около 0,6 В. Частотная характеристика в музыкальном диапазоне имеет гребенчатый характер с огромным числом максимумов.

Далее проверяют прохождение сигнала во всем диапазоне и в разных тембровых режимах; размах выходного сигнала не должен превышать 0,6 В. Если на выходе ревербератора имеется усилитель, его входным резистором устанавливают размах напряжения на педали 3...3,5 В.

Описанный ревербератор дает возможность лишь имитировать характер эхо-процессов, происходящих в помещении, обеспечивая серию сигналов через равные промежутки времени. Если задержка сигнала достигает 45...50 мс и более, эхо-сигналы воспринимаются как раздельные (флаттер-эффект). Совокупность этих обстоятельств может создавать неприятное, крайне нежелательное ощущение, особенно заметное при исполнении быстрых музыкальных пассажей, коротких отрывистых звуков или при имитации пения птиц, и делать применение такого рода искусственной реверберации во многих случаях просто недопустимым.

Плавность затухания звуков можно повысить, если применить несколько реверберационных каналов с разными задержками с последующим суммиро­ванием их выходных сигналов. Поэтому на практике и используют электромеха­нические ревербераторы с двумя или тремя пружинами. Однако электронные цифровые ревербераторы позволяют регулировать время задержки. Для получения хорошего качества реверберации необходимо применять несколько каналов реверберации и пропорциональное управление задержкой в них с помощью сдвоенных или строенных переменных резисторов. Опыта применения многоканальных электронных ревербераторов в терменвоксе пока нет.

В заключение следует отметить, что в терменвоксе [1], как показывает практика, резисторы R2 и R5, влияющие в некоторой степени на минимальное значение частоты биений при их возникновении, лучше не устанавливать. Если перекрытие частотного интервала биений происходит без скачков от нескольких герц до 5...6 кГц с приближением руки к штырю на несколько миллиметров, указанные резисторы впаивать в плату не нужно.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Королев Л. Терменвокс. – Радио, 2005, № 8, с. 48–51; № 9, с. 48–51.
  2. Королев Л. Низкочастотный эхо-процессор НТ8970. – Радио, 2009, № 3, с. 42, 43.
    (скачать номер в DJVU)
  3. Королев Л. Миниатюрный терменвокс. – Радио, 2009, № 1, с. 40–43.

Л. КОРОЛЕВ, г. Москва
Редактор – Л. Ломакин,
графика – Л. Ломакин