Терменвокс по-русски

Мы постоянно добавляем новые материалы на сайт и мы постоянно нуждаемся в вашей помощи.

Пожалуйста, помогите нам с переводом материалов на русский язык.

Переведите пару абзацев >>

Фото с комментариями из личного архива Л. Кавиной

Журнал: «Музыка для синтезатора», №4, 2006 год, стр. 22-27


Лидия Кавина
Композитор, профессиональный исполнитель на терменвоксе,
преподаватель Термен-центра при Московской консерватории,
внучатая племянница Льва Термена

«А, ну да, терменвокс, знаем, знаем»

1990 – Музыкант: «Термен-что?.. В первый раз слышу».
1995 – Зритель: «О Термене читал, но вижу в первый раз».
2000 – Звукооператор: «Терменвокс, дело ясное. Я сам когда-то в юности спаял себе терменвокс».
2005 – В Шереметьево: «Что у вас это? – Электро-музыкальный… – А, ну да, терменвокс, знаем, знаем».

Любопытна эволюция знания о Термене и терменвоксе. Терменвокс, изобретенный почти 90 лет назад, не остался лежать на музейной полке. В конце XX века он вдруг стал популярен. Вдруг? Нет. Здесь объединились несколько необходимых для популярности критериев: интересная тема, информация, производство, обучение и собственно актуальность терменвокса для музыкантов.


 


Термен помнил момент своего рождения 28 августа 1896 года.
Лев с сестрой Еленой.

Отец Сергей Эмилиевич Термен, юрист, происходил из французской дворянской семьи, способствовал активному развитию естественных и технических знаний семилетнего сына, создав ему дома маленькую электрическую лабораторию.

Мать Евгения Антоновна научила его языкам и музыке.

Концерты Термена в 1920-е годы поражали революционными идеями синтеза искусств.

Дипломной работой Термена в Институте Иоффе стала «Механическая телевизионная система» в 1925 году.

Помимо многогранного физико-технического образования Лев Сергеевич получил и консерваторское. Это позволяло ему прекрасно играть на изобретенном им в 1919 году терменвоксе в лучших концертных залах Европы и Америки, таких как «Гранд-опера» в Париже, Альберт-холл в Лондоне, Карнеги-холл в Нью-Йорке. Имя Термена попало в десятку самых известных имен 1920-х годов.


Александра Стефанофф играет на терменвоксе RCA.
Париж, 1930 год.

Терменвокс часто сравнивают с волнами Мартено (клавишный инструмент в центре), изобретенными во Франции в 1928 году. Внутренняя электроника, да и звук инструментов действительно схожи. Поэтому в эпоху отсутствия хороших исполнителей на терменвоксе волны Мартено часто замещали терменвокс.

Первая жена Термена Екатерина Константинова. Ее брат Александр был осужден как родственник «невозвращенцев» и погиб в 1934 году.

Клара Рокмор вспоминала: «Он был лучше всех: лучше всех музицировал, танцевал, изобретал, шутил».

Сотни концертов и поклонников, десятки учеников, бурная изобретательская деятельность. Дом в Манхэттене, предоставленный ему в полное распоряжение меценатами – семьей Розен.

В Европе была распространена одна из первых моделей терменвокса с кнопкой атаки звука в левой руке. Демонстрация этерофонной музыки профессора Термена в отеле «Виктория». Амстердам, 1929 год.

 

Год на Колыме, затем 7 лет в «Круге первом» закончились присвоением Льву Термену закрытой Сталинской премии первой степени.

«Шарашка» на Яузе, где работал Термен в 1940-е годы. Однако даже после формального освобождения Термен продолжает работать в условиях строжайшей секретности. О том, что он жив, не знают даже близкие родственники. Термен вспоминал: «Хорошо было работать в тюрьме: можно было работать круглыми сутками, всегда было вдоволь заказов и необходимых деталей». А на лишения он учился смотреть со стороны, как в кино.

Термен обучал Л. Кавину с 1976 года.

Настоящие лишения начались в 1970 – 1980-е годы, когда Термен вновь попал в светскую жизнь. Он был стар и непонятен забывшей его окружающей среде.

Термен выступает в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве. 1987 год. В тот день ему позвонил какой-то злой шутник и сказал, что инструмент в музее сломался и концерт не состоится. Девяностолетний изобретатель не потерял самообладания, приехал и провел полуторачасовую лекцию перед полной аудиторией на едином дыхании.

Термен шутил: «Прочтите мою фамилию наоборот, получите “не мреТ”!»

Документальный фильм Стива Мартина “Theremin: An Electronic Odyssey” («Электронная одиссея Термена») рассказал историю Термена миллионам зрителей во всем мире. А Клара Рокмор (слева) раскрыла терменвокс как профессиональный музыкальный инструмент.

Терменвокс на театральной сцене является сильным звуковым и визуальным эффектом. А жизнь Термена – прекрасным материалом для сценария. В постановке “Theremin Performance” датского театра “Hotel Pro Forma” о Термене рассказывают 12 женщин (мать, сестра, жены и т.д.).


Спектакль «Термен» Петра Зеленки в Праге полон комизма.

На волне нового интереса к терменвоксу музыкантам необходимо было получить возможность приобрести инструмент. Компания Роберта Муга наводнила планету тысячами терменвоксов с начала 1990-х годов.

Получив инструмент, на нем нужно было научиться играть. Это позволила сделать методика Л. Кавиной, изданная в 1994 году.

Разнообразие дизайнов терменвокса: терменвокс в кейсе Марка Сегала (США).


Терменвокс Муга 1990-х годов.


Производство tVox Георгия Павлова в Москве.

«Тоника» Вячеслава Максимова ориентирована на развитие музыкального слуха у детей.

Миниатюрный Терменвокс (Япония).

Матремин – терменвокс, встроенный в русскую матрешку, разработан Масами Такеучи.

Все фанаты терменвокса являются поклонниками кошачьих. В Японии кошка стала символом «Друзей Термена».