Терменвокс по-русски

Мы постоянно добавляем новые материалы на сайт и мы постоянно нуждаемся в вашей помощи.

Пожалуйста, помогите нам с переводом материалов на русский язык.

Переведите пару абзацев >>

Musikmesse 2006: синтезаторы

Е. Степанова. Журнал: «Радио», №12, 2006 год, стр. 16-18

В двух предыдущих статьях, посвященных музыкальной выставке Musikmesse 2006, мы рассказывали о новинках, которые представляют интерес прежде всего для «компьютерного» музыканта: аудиоинтерфейсах («Радио», 2006, № 6) и программных аудиоредакторах, аудио/MIDI-секвенсерах, плагинах обработки звука («Радио», 2006, № 10). В заключительной статье рассказано о новинках в реальном мире клавишных инструментов и синтезаторов.

Если бы музыканту, творившему в первой половине 80-х годов, сказали, что в начале 21 века самый большой спрос среди музыкальной творческой молодежи будут иметь вовсе не цифровые процессоры и секвенсеры, а аналоговые синтезаторы, он бы очень удивился. Однако именно так и случилось. «Аналоговый» бум, начавшийся незадолго до наступления нового тысячелетия и продолжающийся до сих пор, доказывает, что это отнюдь не дань моде и не мимолетное увлечение, а вполне серьезное дело, не только оправданное в музыкальном смысле, но и не отстающее от духа времени в смысле технологии.

Всплеск интереса к аналоговым синтезаторам и ритм-машинам охватил новое поколение музыкантов в середине 90-х годов. Достаточно сказать, что все современные танцевальные стили музыки – эйсид-транс, эйсид-техно и т. п. – созданы на использовании возможностей этих инструментов, и степень влияния аналогового звука на современную музыку сохраняется.

Практически каждая известная компания, выпускающая синтезаторы и электронные клавишные инструменты, отреагировала на этот бум выпуском современных моделей. Одним из первых таких инструментов был Roland JP-8000, выпущенный в середине 90-х годов: в его работе применялся метод «виртуального моделирования», т. е. инструмент был на самом деле цифровым, но позволял имитировать звуковые характеристики аналогового синтезатора: с ним можно было играть «классическими» звуками Roland и, что самое главное, изменять их в реальном времени. В эпоху, когда «машинность» компьютерных ритмов и статичная «законсервированность» сэмплов порядком утомили и слушателей, и самих музыкантов, возврат к непосредственности (и некоторой непредсказуемости, придающей звуку жизнь и тепло) аналогового музыкального оборудования был весьма своевременным. Такие группы и исполнители, как «Orbital», «Prodigy», «Pet Shop Boys», «Depeche Mode», Гэри Ньюман и др., моментально оценили возможности Roland JP-8000 и стали использовать его в своей музыке.

Естественно, что в век «цифры» разработчики не видели смысла в точном повторении аналоговой схемотехники 60–70-х годов, тем более, что «классические» инструменты (т. е. инструменты 70-х годов) имели ряд недочетов, прежде всего – нестабильность осцилляторов (тональных генераторов), а также отсутствие таких привычных для современного музыканта функций, как управление по MIDI и т. п. Было решено использовать достижения цифровой технологии в той мере, в которой она способна избавить инструменты от вышеперечисленных недостатков и снабдить их всеми необходимыми функциями, о которых только могли мечтать музыканты 70-х годов.

На франкфуртской выставке Musikmesse 2006 на суд музыкальной общественности было представлено несколько моделей новых синтезаторов, в том числе аналоговых, а также несколько редких устройств, которые, несмотря на свою необычность, заслуживают внимания музыкантов. Вкратце о наиболее интересных новинках я постараюсь рассказать в этой статье.

Roland SH-201 и Juno-G

В названии одной из наиболее популярных новинок этого года Roland SH-201 (фото 1) отражена преемственность поколений: легендарный SH-101 был в свое время одним из «культовых» инструментов (это был первый переносный синтезатор – так называемая «расческа» – а кроме того, в нем имелся встроенный цифровой секвенсер). Что касается «звукового двигателя» SH-201, то в новом синтезаторе используется та же концепция, что была ранее представлена в уже упоминавшемся Roland JP-8000. SH-201 ориентирован на начинающих пользователей, и это видно при первом же взгляде на его панель управления: слева направо вдоль клавиатуры расположены секции синтеза и обработки звука, и путь сигнала (с осцилляторов на микшеры, далее на фильтры, усилитель и эффекты) маркирован стрелками, что облегчает понимание принципов работы синтезатора даже для абсолютного новичка. SH-201 представляет собой десятиголосный инструмент, оборудованный встроенным арпеджиатором и аналоговыми средствами управления тембром (резонансный фильтр и т. п.). В этой модели имеется 32 пресетных и 32 пользовательских тембра, среди которых вы не найдете фортепиано или скрипку, но встретите характерные синтезаторные звуки, предназначенные для игры сольных партий, отличные басы, звуковые текстуры, развивающиеся во времени. Все эти тембры прямо просятся в современную танцевальную песню. Кроме того, есть возможность подачи внешнего сигнала на вход синтезатора: этот сигнал можно изменять в реальном времени, что наверняка понравится ди-джеям. Звуком можно управлять и посредством жестов: встроенный ИК-контроллер D Beam позволяет изменять высоту тона, экспрессию и яркость тембра, низкочастотную модуляцию (LFO) взмахами руки.

Фото 1. Синтезатор Roland SH-201.

Разумеется, SH-201 не был бы современным инструментом, если бы не мог работать в паре с компьютером. Его можно подключить к Macintosh или PC IBM через USB-кабель и передавать в компьютер аудио и MIDI-данные (тем самым он фактически является аудио/MIDI-интерфейсом). Доступ к настройкам параметров SH-201 можно осуществлять с компьютера с помощью программного редактора тембров, который открывается в аудио/MIDI-секвенсере (Cubase, Sonar, Ableton Live и др.) в качестве плагина VSTi.

Фото 2. Синтезатор Roland Juno-G.

На стенде Roland можно было увидеть и другие новинки, в том числе Juno-G (фото 2) – инструмент, название которого пробуждало ностальгические воспоминания у поклонников аналогового синтеза, ведь инструменты серии Juno, выпускавшиеся в 80-х годах, играли заметную роль в формировании звучания (саунда) популярной танцевальной музыки того времени. Однако Juno-G – это не сольный синтезатор, а настоящая рабочая станция, ориентированная на начинающих музыкантов и позволяющая создавать песни от начала и до конца. Входящая в комплект инструмента библиотека насчитывает более 1000 звуков, от традиционных (рояль, струнные, ударные инструменты, бас-гитары) до электронных тембров (в том числе и звуков легендарного аналогового Juno-106) и так называемых ритм-сетов (комбинированных тембров, состоящих из ударных, баса, гармонической партии). Кроме того, набор инструментов можно расширить, используя специальные платы Roland SXR (их устанавливают в корпус инструмента самостоятельно). Эти платы охватывают все возможные тембры музыкальных инструментов и могут использоваться как композиторами, пишущими оркестровую музыку для кинофильмов, так и ди-джеями и музыкантами, чья душа лежит к танцевальной музыке. В Juno-G имеется встроенный аудио/MIDI-рекордер, позволяющий записывать 16 MIDI-треков и четыре аудиотрека. Как и SH-201, синтезатор оборудован входом для подключения внешнего сигнала: можно записать в рекордер гитару, вокал, аудиофрагменты с компакт-диска или другого источника и проигрывать их на концерте. Для обработки звука можно воспользоваться встроенными мультиэффектами, причем как заводскими, уже заложенными в инструмент в виде пресетов, так и создать свои собственные, соединяя различные алгоритмы обработки в любой последовательности. Опять же, как и SH-201, Juno-G оборудован ИК контроллером D Beam, который придает зрелищности в процессе воздействия на тембр во время концерта.

Korg Radias

На стенде фирмы Korg наибольшим интересом пользовался новый синтезатор/вокодер Korg Radias. Этот инструмент объединяет в себе несколько типов синтеза: аналоговое моделирование, метод sample-and-synthesis, FM-синтез и формантный синтез. Кроме того, предлагается большой набор средств формирования тембра. Внешний вид инструмента (фото 3) тоже не подкачал: необычный корпус, разноцветные индикаторы и подсвеченные регуляторы – все это моментально привлекает взгляд музыканта.

Фото 3. Синтезатор Korg Radias.

За этим сверкающим фасадом находится мощный синтезаторный «двигатель». Технология MMT (Multi Modelling Technology), на основе которой работает Korg Radias, ранее была представлена в EMX1 Electribe, но в новый синтезатор встроено многое из того, чем славится знаменитая рабочая станция Oasys. Есть гибкая секция фильтров, вокодер, мощный эффект «дисторшн» и технология waveshaping, не говоря уже о системе виртуальной коммутации и очень хороших эффектах. Тем музыкантам, которые предпочитают работать с ритмами и интерактивно воздействовать на звук, понравятся имеющиеся в Radias ударные установки (drum kits, т. е. наборы звуков барабанов и тарелок), арпеджиатор и двойные шаговые секвенсеры.

На задней панели находятся аналоговые выходы, разъем для подключения клавиатуры Radias к собственно синтезаторному модулю, три MIDI-порта и разъем USB, который функционирует как MIDI-интерфейс при подключении к компьютеру PC IBM или Macintosh. Обработка внешнего сигнала – одна из сильных сторон Radias, поэтому предусмотрены два аудиовхода, а также разъем для подключения конденсаторного микрофона и переключатель, с помощью которого можно выбрать источник сигнала (конденсаторный или динамический микрофон либо линия).

Секция вокодера состоит из 16 полос, каждая из которых снабжена отдельным регулятором уровня и панорамы. Запатентованная Korg технология Formant Motion применяется для записи входящей информации (речь, вокальная импровизация) о формантах (длительностью до 7,5 с), и это позволяет воссоздать эффекты вокодера впоследствии даже в том случае, если микрофон не подключен. Иными словами, можно сохранить 16 наборов данных Formant Motion во внутреннюю память инструмента и вызывать их в любой момент, играя звуками собственного или чужого голоса точно так же, как любым другим тембром. В качестве бонуса в комплект Radias входит головной микрофон.

Moog Little Phatty

Американская компания Moog Music – легендарное имя, знакомое каждому, кто так или иначе интересовался историей синтезаторов. Еще в конце 60-х годов Боб Муг, конструктор и основатель Moog Music, выпускал модульные студийные системы синтеза звука, а затем перешел к выпуску концертных моделей, наиболее известной из которых была Minimoog. На таких инструментах играли все, от легендарных музыкантов 70-х – Кита Эмерсона, Жана-Мишеля Жарра, группы «Tangerine Dream» и «Kraftwerk» – до «Depeche Mode», «Future Sound Of London» и других героев современности. Успех этого синтезатора был повторен спустя почти 30 лет с выпуском модели Minimoog Voyager, в которой были представлены все функции легендарного Minimoog плюс современные возможности (MIDI-функции и т. д.). И вот в этом году Moog Music выпустила новый синтезатор Little Phatty (фото 4). Его появления с нетерпением и благоговением ожидали все поклонники аналогового синтеза, ведь эта модель была последней, в разработке которой участвовал сам Боб Муг (легендарный конструктор умер в августе 2005 г.).


Фото 4. Синтезатор Moog Music Little Phatty.

«Двигатель» синтезатора Little Phatty – полностью аналоговый, он создает звуки того же типа, что и Minimoog, и Voyager. Синтезатор оснащен полным управлением по MIDI и имеет 100 пользовательских ячеек памяти. В каждой секции звукогенерации имеются один регулятор и несколько кнопок, предназначенных для выбора параметра (например, в секции Filter находятся кнопки Cutoff, Resonance и некоторые другие). В левой части контрольной панели расположен двухстрочный ЖК дисплей, слева от клавиатуры – колеса Pitch Bend (изменение высоты тона) и Modulation.

Little Phatty работает на основе двух аналоговых осцилляторов, отличающихся высокой стабильностью, одного классического «муговского» пропускного фильтра НЧ и двух генераторов огибающей ADSR (по одной для фильтра и управляемого напряжением осциллятора – VCO). Цифровая схемотехника применяется только в той части инструмента, которая отвечает за сохранение заводских пресетов и переключение тембров; как только начинаешь программировать свои собственные тембры, то переходишь в мир аналогового синтеза и работаешь с аналоговыми регуляторами.

Moog Etherwave Pro

На стенде Moog Music внимание посетителей выставки привлекал и другой инструмент – терменвокс Etherwave Pro (фото 5). Эта модель не является новинкой (она была впервые продемонстрирована два года назад), но о ней нельзя не упомянуть, так как в нашей стране к терменвоксам отношение особое. Терменвокс был изобретен русским изобретателем Львом Терменом, его широко популяризировала Клара Рокмор, уроженка Вильнюса, эмигрировавшая в Америку после революции. Дело Термена продолжает в нашей стране конструктор Лев Королев (с новейшей моделью, которую он разработал, читатели могли ознакомиться в одном из прошлых номеров «Радио»). Но и Moog Music – не случайный участник в области «терменвоксостроения»: карьера Боба Муга начиналась с производства в первой половине 60-х годов транзисторных терменвоксов и наборов «сделай-терменвокс-сам», а к разработке синтезаторов он перешел позднее. И к терменвоксам же он и вернулся под конец жизни, начав выпуск моделей Etherwave и MIDI-терменвоксов Ethervox.

Фото 5. Терменвокс Moog Music Etherwave Pro.

Etherwave Pro – это концертный инструмент с диапазоном 6 с половиной октавы. Обе антенны (антенна громкости и антенна высоты тона) являются съемными, их настройка осуществляется регуляторами Pitch и Volume, расположенными на корпусе инструмента. На выбор предлагается три варианта длины «воздушного грифа». Имеются пять тембров, которые выбирают вращением переключателя Timbre; изменять тембр можно регуляторами Waveform, Brightness и Filter. Также на корпусе расположены линейный выход, разъем для подключения наушников и отдельный выход на тюнер, который можно использовать для визуального наблюдения за текущей высотой тона. Индикатор Standby показывает, что инструмент включен, но на его выход сигнал не поступает. Терменвокс можно использовать совместно с Minimoog Voyager, Little Phatty, аналоговыми эффектами Moogerfooger и другими устройствами, оборудованными входами Pitch и Volume CV (Control Voltage).

"Супербудка"

Помимо крупных фирм, на Musikmesse 2006 была представлена продукция нескольких малоизвестных компаний, которую, как правило, не встретишь на полках музыкальных магазинов. Для поклонников аналогового синтеза объединенный стенд Superbooth был настоящим раем: практически все, что создано нового в области аналоговых синтезаторов, было сосредоточено именно здесь. Причем, что немаловажно, можно было не только посмотреть, но и потрогать, и поиграть на всех этих необычных устройствах и инструментах (фото 6).

Фото 6. Стенд на выставке Musikmesse 2006.

Стенд, представлявший на выставке продукцию небольших немецких и зарубежных компаний, состоял из двух частей. В одной из них были собраны модульные синтезаторы, ламповые узлы, аналоговые и цифровые устройства. В другой, помимо нескольких стоек с оборудованием, находилась кнопка Mungo Sync: при одном нажатии на нее происходила остановка синхронизации для всего стенда, при втором нажатии все оборудование запускалось со следующего шага секвенции. Рядом с ней располагались четыре небольших и очень удобных MIDI-контроллера, питающихся от батареи аккумуляторов или внешнего адаптера и оптимизированных для работы с программным ди-джейским плейером/микшером Native Instruments Traktor. Здесь же на стенде Superbooth можно было увидеть аналоговый секвенсер P3 шотландской фирмы Sequentix Music Systems, «карманную» модульную систему Metasonix, продукцию Vermona, MIDI Solutions, Future Retro, Signal Arts и многих других компаний. Происходило постоянное музыкальное действо, посетителей окружали современные «техногенные» ритмы, работали аналоговые фильтры, вносящие в звук постоянные изменения. В целом этот стенд представлял собой Musikmesse в миниатюре, и на нем царила та творческая и радостная атмосфера, которую сразу ощущаешь, попав на франкфуртскую музыкальную выставку. В это действо хочется включиться, повертеть все эти ручки, понажимать на клавиши, послушать звук, создать свою мелодию – и почему бы не сделать этого, ведь все вокруг играют, нет никого, кто оставался бы равнодушным к происходящему. Именно это так сильно отличает Musikmesse от многих промышленных выставок-ярмарок, где фактически просто демонстрируется новое оборудование. Здесь – все по-другому. Здесь царит праздник музыки и электроники.

Елена Степанова, г. Москва
Редактор – А. Соколов,
фото – автора