Терменвокс по-русски

Мы постоянно добавляем новые материалы на сайт и мы постоянно нуждаемся в вашей помощи.

Пожалуйста, помогите нам с переводом материалов на русский язык.

Переведите пару абзацев >>

Лев Сергеевич Термен (1886-1993)

С. Мишенков. Журнал: «Радио», №8, 2005 год, стр. 48

Лев Сергеевич Термен – легендарная личность, физик, музыкант, инженер, поставивший свои идеи, знания на службу отечеству.

Жизненный путь Термена длинен, сложен, озарен талантливыми находками и жестокими разочарованиями. Справедливости ради необходимо отметить, что наиболее известная часть его инженерной деятельности составляет лишь долю его таланта.

Родился Лев Сергеевич в Нижнем Новгороде. С детского возраста был одержим музыкой и физикой, причем еще в гимназии занимался ими достаточно профессионально (в домашней лаборатории экспериментировал с токами высокой частоты, магнитными полями, ему удалось создать источник электрического тока с напряжением до 1000000 В).

Поступает в консерваторию по классу виолончели, а через год в университет, сразу на два факультета – физический и астрономии.

В 1916 г. призывается в армию – слушатель Высшей офицерской школы-экстерна, по окончании Лев Сергеевич – офицер радиотехнического отряда – специализируется на мощном радиостроении (в том числе руководит постройкой, эксплуатацией, а затем эвакуацией на Урал самой мощной в России Царскосельской радиостанции, к сожалению, при наступлении Юденича на Петроград, 120 метровые мачты-антенны пришлось взорвать).

Термен полностью соответствовал высокому званию инженеров-радиотехников той поры, которые были универсальными специалистами, в большой степени физиками-экспериментаторами. Неслучайно последовало приглашение в Физико-технический институт для организации лаборатории по применению электрических колебаний высокой частоты в измерительной технике.

Тематика лаборатории поражает воображение: психофизиологические исследования возможностей обострения зрения в условиях очень малых освещенностей, гипнотических явлений, механизмов восприятия запаха; разработка емкостных датчиков и увеличение их чувствительности с помощью схемотехнических решений; разработка охранных систем и многое другое.

Часть охранных систем строилась на основе сравнения частот двух автогенераторов, в контур одного из которых вводился емкостный датчик, реагирующий на изменения внешней обстановки. Частота биения гармонических колебаний автогенераторов изменялась от приближения к охраняемому объекту и срабатывало исполнительное устройство (ревун, мигающий маяк).

Разработка охранных устройств натолкнула Льва Сергеевича на идею создания электромузыкального инструмента, частота и громкость звука которого управлялись положениями рук исполнителя относительно управляющих электродов – антенн. Виолончелист Термен Л. С. освоил игру на новом инструменте, первоначально названного им ЭТЕРОФОНОМ (этер – эфир). При оформлении патентов название было изменено на Терменвокс (голос Термена).

Демонстрация инструмента потрясала слушателей неземными звучаниями известных классических произведений. В 1922 г. В. И. Ленин даже испытал его как исполнитель, заслужив похвалу автора-музыканта.

Ближайшие пять лет Термен Л. С. выступает с демонстрациями своего инструмента, получает третье высшее образование инженер-физик, защищая в качестве дипломной работы созданную им систему охранного телевидения. Демонстрация охранной системы (движущиеся изображения посетителей, подходящих к приемной) у наркома обороны прошла весьма успешно и привела к заказу разработки устройства охраны государственной границы

К сожалению, Лев Сергеевич уже не участвует в этой разработке, так как его командируют в США. Формальная цель – демонстрация терменвокса. Концертная и творческая деятельность позволяет войти в элиту американского общества, собирать сведения политического и научно-технического характера.

Как и многих соотечественников, его возвращают в 1938 г. в CCCР, подвергают репрессиям (якобы готовил покушение на высшее руководство с помощью управляемого по радио из Нью-Йорка фугаса, подвешенного вместо маятника Фуко в Исаакиевском соборе Ленинграда).

Работы инженера Термена Л С. известны, и знаменитый авиаконструктор А. Н. Туполев добивается его перевода в свое конструкторское бюро – "шарашку". Лев Сергеевич разрабатывает и внедряет свой вариант высотомера, затем уже в институте радиотехнического профиля занимается разработкой специальной техники. Термену Л. С. приписывают разработку пассивных (не содержащих источников питания, а поэтому не имеющих ограничений по сроку использования) устройств дистанционного контроля разговоров. Например, одно из них было обнаружено лишь через 7 лет после установки.

В 60–70-е годы Лев Сергеевич возвращается к разработке принципов и устройств музыки будущего. Я помню его доклад на сессии общества им. А. С. Попова об управлении звуком и светом не только руками, но и всем телом исполнителя, его передвижением по сцене.

Он мечтал о слиянии музыки, балета, сценического света и готов был разрабатывать устройства превосходящие по воздействию на человека традиционных музыкальных инструментов. Он был твердо уверен, что возможности восприятия человеком окружающей среды значительно превышают рамки современной музыки и требуют разработки новых музыкальных инструментов, новых исполнителей и, главное, новых произведений.

Уже в 95 лет он совершает блистательное турне как исполнитель, доказывая, что семь нот и восемь с четвертью октав не ограничивают возможности нового здания "Музыки Мира".

С. МИШЕНКОВ, г. Москва
Редактор – Е. Карнаухов