Терменвокс по-русски

Мы постоянно добавляем новые материалы на сайт и мы постоянно нуждаемся в вашей помощи.

Пожалуйста, помогите нам с переводом материалов на русский язык.

Переведите пару абзацев >>

Обучает «Тоника»

В. Максимов. Журнал: «Техника-молодежи», №7, 1986 год, стр. 60-62

Обучающее музыкальное устройство «Тоника», о котором пойдет речь ниже, сконструировал инженер Вячеслав Максимов. Регулярная игра на этом инструменте способствует развитию слуха у детей и взрослых. «Тоника» представляет собой усовершенствованный вариант известного многим терменвокса, созданного еще в начале 20-х годов. В его конструкции было заложено оригинальное радиотехническое построение, которое дало возможность воплотить новые способы управления мелодией и громкостью звука. В отличие от терменвокса техника игры на «Тонике» значительно проще. К тому же произведение можно исполнять в произвольной, наиболее удобной тональности.

«Тоника» отмечена дипломами и грамотами нескольких выставок, одобрена специалистами и рекомендована к серийному производству. Словом, судьба самоделки на сей раз складывается как будто удачно. Но последнее слово все же не сказано. Хотя этим инструментом, как товаром народного потребления, заинтересовались двенадцать предприятий страны, освоить его серийный выпуск ни одно из них тем не менее пока не решилось. Публикуя статью В. Максимова, мы надеемся, что более полная информация о «Тонике» поможет сдвинуть дело с мертвой точки.



С самых первых дней своей жизни человек вступает в прекрасный мир музыки. Каждый новый контакт с ней становится все более творческим и более сложным. Как научить ребенка правильно слушать и слышать? Задача непростая. Но без ее решения немыслим успех музыкального воспитания.

Известный советский композитор Д. Б. Кабалевский сказал однажды: «Нужна методика, которая помогла бы решению коренного вопроса музыкальных занятий в школе: как заинтересовать, увлечь школьников музыкой?» В этих словах заложен глубокий смысл.

Специалисты считают наиболее важным, чтобы с самого начала каждый новый шаг на пути познания гармонического мира музыки был осознан, была правильно воспринята каждая мелодия. Для этого, как заметил доктор психологических наук А. А. Володин, требуется введение жесткой обратной связи, замыкающей так называемый корреляционный треугольник «звук – ухо – рука – звук».

И тут, естественно, возникает вопрос о технических средствах обучения. К сожалению, ни одно из известных устройств типа «поющая доска» или «поющая нотная азбука», да и настоящие музыкальные инструменты не удовлетворяют в полном объеме требованиям достоверного восприятия мелодии. Процесс извлечения мелодии на них довольно сложен. А значит, и обучение будет не столь эффективным.


Схема изменения резонансной частоты при игре на «Тонике».

Обычно на начальном этапе приобщения детей к музыке, особенно дошкольников, в основе успеха лежит пение. Неважно какое: внутреннее или голосовое. Эффект достигается в любом случае. Певец – исполнитель и «инструмент» в одном лице. Действие обратной связи проявляется здесь особенно наглядно. Но творческий процесс обучения скрыт от педагога, и это не позволяет ему активно контролировать и корректировать действия ученика.

Такие рассуждения натолкнули меня на мысль, что своеобразным посредником между учеником и учителем должно быть музыкальное устройство, которое, с одной стороны, исключает трудности звукоизвлечения, с другой – вписывается в упомянутый корреляционный треугольник.

Для этой цели, по моему мнению, лучше всего подходит Терменвокс. Разумеется, усовершенствованный. Дело в том, что он из-за сложности звукоизвлечения как музыкальный инструмент широкого распространения не получил. Но его несомненное достоинство – открытый, нефиксированный звукоряд (или мензура, ограниченная в обычном музыкальном инструменте, например, клавиатурой) – стало той основополагающей идеей, которой я руководствовался при создании электрического обучающего устройства «Тоника».


Схема звукоизвлечения на обучающем музыкальном устройстве «Тоника».

Перемещая правую руку относительно пластины (5), которая образует с катушкой индуктивности (4) колебательный контур, ученик изменяет резонансную частоту. В результате на выходе блока связи (2) формируется напряжение, соответствующее положению руки на мензуре. Путем подстройки частоты генератора (1) с помощью резистора (3) регулируются длина и объем мензуры. Ток с выхода блока связи поступает на преобразователь «напряжение – частота» (6) и далее через синтезатор тембра (9) с регуляторами (10) на манипулятор (11). На вход преобразователя через выключатель (8) подается стабильное напряжение от источника тока, что позволяет включить камертон (7). Манипулятор управляется левой рукой. С его выхода звуковой сигнал идет на усилитель низкой частоты (12) и далее – на громкоговоритель (17) и разъем (16). Через выключатель (15) к усилителю подключается метроном (14) – генератор одиночных импульсов, частота которого устанавливается резистором (13).

По внешнему виду «Тоника» не похожа ни на один музыкальный инструмент (см. 4-ю стр. обложки). Она не имеет ни струн, ни клавиш и, вообще, никаких механических вибраторов либо элементов, приводящих их в действие. Конструкция ее довольно проста. Устройство состоит из двух высокочастотных генераторов с резисторами, которые питают колебательные контуры, блоков связи, преобразователя, синтезатора тембра с регуляторами, усилителя, громкоговорителя. Все эти узлы выпускаются серийно, и их можно приобрести в магазинах.


4-ая страница обложки журнала

Принцип звукоизвлечения основан на изменении электрической емкости конденсатора. Одной из его обкладок служит металлическая пластина, другой – рука обучаемого. Более подробно о воспроизведении звуков рассказано в подрисуночной подписи, которая дана под конструктивной схемой устройства.

На лицевой панели «Тоники» размещены органы управления. Они позволяют устанавливать режимы работы манипулятора, регулировать плотность звуковысотной шкалы мензуры, тембр и частоту ударов метронома, а также включать и выключать камертон. В комплект входят еще рамка, закрепленная на декоративно-защитной крышке – своеобразный пюпитр, – и выдвижная линейка. На нее карандашом наносят метки – ориентиры звукоряда.


Схема музыкального обучающего устройства «Тоника».
Цифрами обозначены: 1 – подставка, 2 – корпус, 3 – ручка настройки, 4 – кнопка «Тон», 5 – кнопка включения метронома, 6 – кнопка включения устройства, 7 – ручка регулирования метронома, 8, 9, 10 – ручка регулирования тембра, 11 ручка регулирования мензуры, 12 – подставка для пластины, 13 – пластина, 14 – упор, 15 – выдвижная линейка.

Размеры «Тоники» выбраны с учетом требований эргономики таким образом, что пользование ею максимально облегчено. Учиться на ней могут все: как люди зрелого возраста, так и двухлетние малыши. Занятия на «Тонике» можно проводить и в шумных помещениях. Чтобы не мешать окружающим, предусмотрены наушники, которые подсоединяются к устройству. При этом встроенный в «Тонику» громкоговоритель отключается. К выходному разъему можно также подсоединить усилитель, магнитофон, преобразователь тембра или светомузыкальную установку.

Обучение на «Тонике» ведется по специальной методике. Она построена таким образом, что уже с первых занятий извлечение звука приобретает осмысленный характер. Обучение проходит в творческой форме. При изучении музыкальных интервалов используются всем известные русские народные песни. Это позволяет пользоваться методикой даже тем родителям, которые не имеют никакой музыкальной подготовки.

Играя на «Тонике», дети поют «про себя», и вместе с ними поет аппаратура. Она особенно полезна для детей с неразвитым голосовым аппаратом. Не механическое нажатие клавиши-знака, отыскиваемого по названию, а осмысленное извлечение звуков, которое поставлено исключительно на слуховую основу. И, пожалуй, стоит еще раз подчеркнуть одно достоинство «Тоники». Правильность выполнения каждого задания может контролировать как учитель (родитель), так и сам ученик.

Признаком успешного овладения методикой является воспроизведение любой запомнившейся или заданной мелодии сразу, без подготовки. Здесь исключен всяческий подбор музыки по знакам – нотам. Они просто не нужны. По мере совершенствования техники игры на «Тонике» ее можно использовать и как музыкальный инструмент в детском саду, в школе или дома.

Занятия по системе так называемого безнотного способа обучения уже приносят положительные результаты. Об этом свидетельствуют успехи, достигнутые у нас воспитанниками группы, овладевающими азами музыки по этой методике.

Вячеслав МАКСИМОВ,
инженер,
г. Андропов Ярославской области

Примечание редактора сайта.

С марта 1984 по март 1989 год г. Рыбинск назывался Андропов.