Терменвокс по-русски

Мы постоянно добавляем новые материалы на сайт и мы постоянно нуждаемся в вашей помощи.

Пожалуйста, помогите нам с переводом материалов на русский язык.

Переведите пару абзацев >>

Краткая историческая справка

из книги "Электронные музыкальные инструменты"
(Массовая радиобиблиотека, выпуск 740)
М., Энергия, 1970 год, стр. 26-28
Володин А. А.

Попытки создания электроинструментов делались еще до возникновения электронной техники. Примером такого рода может служить «музыкальный инструмент», предложенный Бурстином на основе более ранних работ Дуделя над «поющей дугой» (около 1890 г.). В этом инструменте прерывистые разряды конденсатора в цепи первичной обмотки трансформатора Тесла изменялись по частоте с помощью контактной клавиатуры. Коронирующий разряд на выводе вторичной обмотки этого трансформатора сопровождался звуковыми колебаниями воздуха па частоте, соответствующей частоте прерываний в первичной обмотке.

Значительно более зрелой по форме воплощения и по музыкальному содержанию была работа Кэхилла (1905 г.), создавшего инструмент «Телармониум». Этот инструмент состоял из ряда альтернаторов (машинных генераторов переменного тока), обладающих синусоидальной формой напряжения и генерирующих все необходимые частоты музыкального диапазона.

Действительное развитие электроинструментов началось лишь на основе электронных ламп, в связи с чем широкое определение электрические музыкальные инструменты приобрело в последующие годы более конкретное определение электронных музыкальных инструментов (ЭМИ), которые собственно и составляют предмет нашего рассмотрения.

Как наиболее ранние инструменты с электронными лампами, не имевшие, правда, практического значения, можно отметить «Пианоарфу» Бетено и инструмент самого изобретателя трехэлектродной электронной лампы Ли де Фореста (1915 г.).

Ряд инструментов был предложен в связи с развитием гетеродинного способа радиоприема. Образование мелодичных биений звуковой частоты при интерференции двух высокочастотных колебаний натолкнуло изобретателей на идею постройки ЭМИ на этом принципе. Первым инструментом такого рода доведенным до практической реализации и имевшим в соответствующее время сенсационный успех, был инструмент советского физика Л. С. Термена «Терменвокс», патент которого (№ 780) с приоритетом от 23 июня 1921 г. знаменует начало практического становления техники ЭМИ. Инструмент Л. С. Термена символично отразил особенности новой техники в принципе управления звуком: изменение высоты н громкости в этом инструменте осуществлялось без механического контакта рук исполнителя с инструментом, а только посредством емкостного влияния рук на схему в пространстве, что производило неизгладимое впечатление и давало повод к размышлениям о новых возможностях музыкально-исполнительской техники для ЭМИ вообще.

Другой вариант ЭМИ на биениях был предложен В. А. Гуровым и В. И. Волынкиным (приоритет от 27 декабря 1922 г., патент № 1891). Здесь впервые был применен реостатный гриф для управления высотой тона и педальный регулятор громкости звука. Близкий к этому варианту инструмент «Сонар» был успешно осуществлен и применялся в концертной практике Н. С. Ананьевым (1926 – 1938 гг.). Примерно в то же время во Франции М. Мартено (начавший работы в области ЭМИ около 1922 г.) создает усовершенствованную модель своего инструмента с вибрирующей клавиатурой.

Новым этапом были работы В. А. Гурова в СССР (инструмент «Виолена») и Ф. Траутвейна в Германии (инструмент «Траутониум»), в которых для получения звуковых колебаний с интенсивным гармоническим спектром был применен генератор на лампе тлеющего разряда, а также были использованы эффективные средства преобразования тембра звука. К работам В. А. Гурова в известной мере примыкают работы группы других ленинградских специалистов, возглавлявшиеся А. В. Римским-Корсаковым и А. А. Ивановым, по созданию инструмента «Эмиритон», работы И. Д. Симонова по инструменту «НИМИ», а также работы автора по инструменту «Экводин», начатые в 1932 г. при деятельном участии К. И. Ковальского.

Из ранних работ по электронным многоголосным ЭМИ следует отметить орга́н Жевеле и Купло (1918 г.), в котором использовалось до 700 электронных вакуумных ламп, и орга́н Фирлинга и Кока (1936 г.), построенный на газоразрядных лампах.

Одна из наиболее интересных моделей многоголосного ЭМИ лампового этапа электроники – «Новахорд» Хэммонда, в котором четко определилась схема получения одноименных октавных звуков с помощью делителей частоты, действующих от двенадцати ведущих генераторов высших тонов. Без блока выходного усилителя «Новахорд» содержит 163 вакуумных лампы. В инструменте предусмотрены средства формирования амплитудной огибающей с получением затухающих и полузатухающих звуков, средства формантного управления тембрами. Конструкция инструмента находится на уровне, отвечающем требованиям серийного производства для того периода. Наряду с «Новахордом» фирма Хэммонда продолжала усовершенствование и расширяла коммерческий выпуск электроорга́нов с микромашинными генераторами тонов. Эти инструменты, известные под названием «Хэммонд-орга́на», и до настоящего времени наиболее широко распространены в западных странах.

Среди отечественных работ лампового периода наиболее содержательной разработкой в области многоголосных ЭМИ следует признать электронный гармоннум, созданный во Всесоюзном институте звукозаписи под руководством И. Д. Симонова. В этом инструменте была осуществлена система индивидуального управления громкостью звуков в зависимости от степени нажатия на клавиши.

Неблагоприятные весо-габаритные и энергетические характеристики сложных ламповых устройств оказали существенное сдерживающее влияние на функциональное развитие схем ЭМИ, особенно многоголосного типа. Во многих случаях конструкторы стремились не столько к совершенствованию музыкальных характеристик создаваемых ими образцов, сколько к технической рационализации и упрощению схем, которые позволили бы устранить разрыв между музыкальной и коммерческой ценностью ЭМИ. Одним из характерных приемов в этом направлении были попытки создать ограниченно многоголосные инструменты на сравнительно небольшом количестве ламп, что, естественно, приводило и к существенным ограничениям в исполнении сложных аккордов.

Транзисторная техника позволила в значительно более приемлемых конструктивных формах решить задачу построения сравнительно сложных по составу схем ЭМИ и в этом смысле оказала существенное прогрессивное воздействие на развитие их практических возможностей.