Терменвокс по-русски

Мы постоянно добавляем новые материалы на сайт и мы постоянно нуждаемся в вашей помощи.

Пожалуйста, помогите нам с переводом материалов на русский язык.

Переведите пару абзацев >>

Крестный отец электромузыки

В. Захарченко. Журнал: «Чудеса и Приключения», №4-5, 1992 год, стр. 6-8

Сайт журнала "Чудеса и приключения"
https://chudesamag.ru/

К 95 летию Л. С. Термена – изобретателя знаменитого «терменвокса»

Два пути развития электронной музыки Робот-музыкант, слепо повторяющий задание человека. Человек, создающий музыку, даже не прикасается к инструменту. Термен играет на «терменвоксе».

 

По его следам идут, даже не зная того, все рокмены мира.

 

Музыка – величайшее достижение человеческой цивилизации. Она складывалась из эволюции двух непреложных начал: музыкального инструмента и творца – музыканта. Огромную роль в этом процессе играла также система, которая фактически осуществляла эту связь. Когда-то контакт с инструментом был непосредственный: музыкант колотил в барабан, дергал за веревку язык колокола, ударял пальцами по струнам, водил смычком, закрывал голосистые отверстия свирели. Затем появилась механизация музыкального процесса. В ход пошла система рычагов, клапанов, молоточков, педалей. Музыкальные инструменты крайне усложнились, стали громоздкими. Но и в органе, и в рояле система воспроизводства звука оставалась той же: столб колеблющегося воздуха в трубе органа или широчайший набор струн в рояле.


«Крестный отец» электромузыки.

Подлинная революция в этой области произошла в двадцатых годах нашего столетия.

Тот, кто произвел эту революцию в музыке, сидит передо мною. Это выдающийся изобретатель Лев Сергеевич Термен. Ему 95 лет. Он бодр и энергичен не по годам. Живые глаза, Поразительная ясность мысли. Душа, полная надежд...

Это он в 1920 году впервые в мире предложил новый музыкальный инструмент – радиоаппарат использовался для производства музыкальных звуков. Но и этого мало, он изменил связь между музыкантом и инструментом. Ни струн, ни кнопок, ни клавиш, ни рычажков. Впервые предложенный электромузыкальный инструмент управлялся движением рук в воздухе, подобно вдохновенному повелению дирижера.

Когда молодой изобретатель выступил со своим новым инструментом, названным впоследствии «терменвоксом», в зале Политехнического музея в Москве зрители буквально остолбенели. Музыкант как бы извлекал из воздуха движением своих рук известные музыкальные произведения или собственную импровизацию, звучавшую как любой сольный инструмент и даже как живой человеческий голос. Это казалось невероятным…

Да, это была двойная революция: и в извлечении музыкального звука по совершенно новому принципу, и в полном отсутствии видимых связей между инструментом и исполнителем.

Но за спиной у изобретателя стояло еще одно принципиальное открытие.


Маэстро начинает партию «терменвокса».

На протяжении многих лет люди стремились связать музыку со зрительным образом. Так, композитор Скрябин разрабатывал цветомузыку – произведение, в котором музыкальные звуки связывались с цветом. У всех на памяти его знаменитое произведение «Прометей». Альберт Энштейн в поисках пространственной гармонии несколько лет увлекался связью музыки с живыми геометрическими формами.

Лев Термен пошел еще дальше. Он вовлек в музыкальное произведение зрительный образ самого исполнителя, создав поразительное единство танцующей балерины с электромузыкой, возникавшей в «терменвоксе» благодаря движению тела танцовщицы. Поразительный эффект.

Не к этому ли единству стремятся сегодня многие рок-исполнители, отчаянно «выкладываясь» в своих беснованиях на эстраде перед исступленным зрителем?

На долю изобретателя выпала долгая и нелегкая судьба. О всех переменах, счастливых и драматических днях его жизни, читатель узнает из публикуемой статьи Е. Афанасьева. А мне хочется поразмышлять о парадоксах, неблагодарности, беспамятности. О том, как мы не ценим свое богатство – талантливых людей, которые получают признание чаще всего в чужой стране, чем в своей собственной.

В колоссальном и ослепительном по своей архитектуре здании на Ленинских горах мы со Львом Сергеевичем в крохотной полутемной комнатке. Здесь стоит старый, видавший виды рояль и черный как ночь «Терменвокс» с упрямо торчащей антенной. Неужели это все, что осталось от некогда знаменитого Термена?

Сюда изредка заходят студенты проведать интересного человека, драматическая судьба которого вряд ли известна им.

Лев Сергеевич простирает руки в пространство, вызывая колдовские звуки музыки, которым нет равных по выразительности и силе эмоционального воздействия. Поет и плачет музыкальный ящик. Однако вся электронная музыка сегодня, видимо, еще не в силах овладеть неуправляемым пространством подлинного вдохновения. Увы, она вернулась к привычным кнопкам, клавишам, управляющим электроаппаратурой.


Л. С. Термен.

Изобретение Термена намного опередило нынешний расцвет электронной музыки. Только сейчас, в преддверии XXI века техническая мысль дошла до необходимости бесконечного управления электроникой – взглядом, голосом, движением руки… Поэтому я верю, будущее за творениями этого человека. Музыканты вернутся к полной свободе в отношениях творца с музыкальным инструментом – к тому, с чего начинал великий изобретатель, прошедший по жизни почти невероятный путь взлетов и падений

Осознает ли он свое величие пер вопроходца? Застенчивый, почти позабытый в стремительном потоке жизни, взволнованно рассказывает Термен, что вот в возрасте 95 лет, после четырех отказов, его наконец, приняли в коммунистическую партию. Партийный билет ему вручали за месяц до «закрытия» партии коммунистов... Ну что же, как говорится, каждому свое.

Когда-то, почти два века назад, революционный род Терменов вынужден был бежать из Франции в Россию. Отпрыск этого рода Лев Термен, сегодня почетный гражданин Бурже, награжден во Франции Орденом почетного легиона за свои изобретения. Америка помнит изобретателя, до сих пор внедряя «терменвоксы» в музыкальную жизнь страны. Здесь есть клуб Термена, для его инструмента композиторы пишут музыку.

В бытность свою в США Лев Термен занимал почетное место в списке 25 знаменитостей XX века. А вот в Большой советской энциклопедии для него места не нашлось, хотя на его счету несколько изобретений века.

В Америке до войны были выпущены тысячи «терменвоксов», доступных большинству покупателей… Да и сейчас в профсоюзе музыкантов США зарегистрировано 60 таких инструментов. Усовершенствованные модели терменвокса, где используются самые последние достижения электронной техники, имеются в Чехословакии и Японии. Но у нас в стране производство «терменвоксов» так и не было налажено. Сначала этому препятствовало то, что автор – «враг народа». Затем – в 60-е годы началось массированное проникновение на эстраду электромузыкальных инструментов, имитирующих традиционные.

Сейчас есть всего несколько «терменвоксов», сделанных самим Терменом. Три из них занимают почетное место в музеях. Некоторые любители-инженеры делают более привлекательную на вид аппаратуру на микросхемах, которые включаются в ансамбли электромузыкальных инструментов. Но эти «терменвоксы» пока еще отличаются от старого, лампового в худшую сторону по качеству звучания. Нужна школа- лаборатория, создания которой Лев Сергеевич добивается вот уже 30 лет. Впрочем, может быть, «Терменвокс», на самом деле, устарел. Вместе с его творцом...


Лев Термен – красноармеец (первый справа). 1917 год.

В 1989 году Термена разыскали музыканты и ученые из других стран и пригласили на фестиваль электронной музыки во Францию как почетного гостя. 93-летний изобретатель в городе Бурже сделал доклад о синтезе электронной и классической музыки. Иллюстрировала сообщение его дочь Наталья игрой на «терменвоксе».

В 1990 году кинематографисты США приезжали в Москву и снимали Льва Сергеевича в Музее музыкальной культуры имени Глинки для фильма о Термене...


Вот таким Лев Сергеевич отправился в 1927 году
завоевывать мир «терменвоксом».

А совсем недавно осенью 1991 года Термен побывал в Соединенных Штатах Америки по приглашению Союза композиторов. И здесь его выступление и игра Натальи Термен на «терменвоксе» вызвали неподдельный интерес.

Но в отечественной прессе ни об одном из этих событий не было ни слова. Не хотим мы гордиться своими талантами. Предпочитаем восхищаться иноземными. А почему бы и нашим соответствующим ведомствам не позаботиться о массовом производстве «терменвоксов»? Космически звучащие инструменты расширят палитру и классической, и эстрадной музыки. С помощью «терменвоксов» легко приобщать к музыкальной грамоте и детей. Ведь чтобы играть на нем, не нужны нудные пассажи на клавиатуре или струнах. Те кто сегодня играет на «терменвоксе», видят будущее в создании новых невиданных оркестров из инструментов управляемых рукой, взглядом, мыслью… Чудеса, уже совершенные Львом Терменом, дают для этого вполне реальный шанс.

Сотни тысяч музыкальных групп всего земного шара используют изобретение Термена, выступая на эстрадах, по радио и телевидению, скорее всего не зная, кому они обязаны рождением музыкальных инструментов современной эстрады. Но даже к своему 95-летию Лев Сергеевич не был представлен к награде в стране, которая является его «благодарной» Родиной и одновременно родиной электронной музыки. Некому было представлять. Ни Министерству культуры, ни университету, ни консерватории, ни КГБ. Точнее никому… Мы что, все с ума сошли?.. Разве так можно?..

* * *

В зарубежном справочнике «Знаменитые люди мира» на букву «т» значится: «Член клуба миллионеров Лев Термен (1896-1938)».

Слава богу, Лев Сергеевич Термен, которому исполнилось недавно 96 лет, живет и здравствует сегодня. Куда же девались 56 лет его жизни после 1956 года, обреченные на забвение энциклопедией знаменитостей?

Об этом вы узнаете из публикуемых ниже материалов.

А сегодня почти столетний корифей, подарившей человечеству электронную музыку, в крохотной коммунальной комнатенке занят великими изобретениями в области достижения долголетия.

Вспоминаю его слова о заветном желании: «Я смог бы воскресить Ленина, если бы его не поспешили забальзамировать. Не успел… Этот секрет поважнее атомной бомбы! Но чтобы закончить мои исследования по микроструктуре времени – в них путь к достижению подлинного бессмертия! – мне нужна сейчас техника высокоскоростной киносъемки».

Кто поможет ему этой техникой? Ведь речь идет о более важном изобретении, чем атомная бомба!

Отзовитесь, мечтающие о бессмертии!

Василий ЗАХАРЧЕНКО