Терменвокс по-русски

Мы постоянно добавляем новые материалы на сайт и мы постоянно нуждаемся в вашей помощи.

Пожалуйста, помогите нам с переводом материалов на русский язык.

Переведите пару абзацев >>

Вечер электромузыки

Ю. Добряков. Журнал: «РадиоФронт», №3-4, 1938 год, стр. 11-12

В Советском Союзе проблемой электромузыки занялись раньше, чем за границей. Советские акустики и радиотехники были пионерами развития электромузыкальных инструментов.

Первый советский электромузыкальный аппарат представлял собою совокупность двух генераторов колебаний, лампового детектора, усилителя низкой частоты и стержня «антенны». Звуки извлекались путем приближения и удаления руки от антенны, что давало возможность менять частоту колебаний одного генератора и тем самым добиваться различной высоты звука.

Электромузыка стала предметом споров и дискуссий среди музыкантов и акустиков. Одни сразу заняли крайнюю позицию и пророчили, что в ближайшем будущем электромузыка заменит симфонический оркестр. Они исходили обычно из необычайной мощности электромузыкальных инструментов и разнообразия тембров. Другие отрицали возможность широкого применения электромузыки и обвиняли ее защитников в механизации искусства. Они утверждали, что новые инструменты немузыкальны по своей природе, что на них невозможно получить стаккато, т.е. резкого скачка от одной ноты к другой.

«Терменвокс» был, действительно, весьма сложным инструментом для исполнителя. Он не имел ни грифа, ни клавиш. Даже скрипач, привыкший к слепой деке, здесь чувствовал себя растерянным.

В дальнейшем появились новые электромузыкальные инструменты, часть которых представляла собой модернизацию, а часть – самостоятельные разработки уже известных схем. К последним, прежде всего, нужно отнести аппараты инж. Гурова и Волынкина, а также изобретателя Ананьева, известный под названием «сонар». Работы этих изобретателей знаменовали собой вторую стадию развития электромузыки.

Конструкторы приблизили свой аппарат к исполнителю-музыканту. «Сонар» Ананьева и «виолена» Гурова уже были сконструированы с «грифом», представляющим собой узкую длинную линейку.


Артист Варвич исполняет
музыкальные произведения на «неовиолене»

Среди современных электроинструментов наиболее совершенным является инструмент инженера Гурова, названный им «неовиолена». Этот инструмент уже Артист Варвич исполняет музыкальные произведения на «неовиолене» лишен многих дефектов своих предшественников, хотя и построен по такому же принципу, с грифом-линейкой. «Неовиолена» дает приятный и сочный звук, напоминающий, в зависимости от настройки, некоторые оркестровые инструменты, обладает богатыми музыкальными нюансами и тембрами.

Проблемой электромузыки занимаются Научно-исследовательский музыкальный институт при Московской государственной консерватории и Ленинградский музыкальный институт.

Разновидностью электромузыки, ее самостоятельным звеном, является экспериментальная работа над адаптеризацией музыкальных инструментов.

В институте ведется систематическая опытная работа над адаптеризацией инструментов. Главное в ней заключается в изыскании путей устранения искажений, вносимых адаптером. Были адаптеризованы скрипка, виолончель, балалайка, банджо, рояль, гитара. Однако пока только с последним инструментом удалось достичь благоприятных результатов. Гитара с адаптером стала теперь подлинно концертным инструментом.

Эта отрасль электромузыки имеет большое практическое значение для организации массовых народных концертов. Такие концерты будут, например, в грандиозном зале Дворца Советов. Там полноценно прозвучит только мощный оркестр, а исполнение солиста, скрипача, виолончелиста будет недостаточно по громкости для такой аудитории. На строительстве предусмотрена организация усилительной службы. Но есть и другой путь – адаптеризация сольных инструментов, при которой может быть достигнута любая громкость.

В таком направлении ведется сейчас научно-исследовательская работа в области электромузыки.

***

Недавно в Москве состоялся вечер электромузыки, организованный редакцией «Радиофронта», Московским радиокомитетом и Научно-исследовательским музыкальным институтом при Московской консерватории. Вечер происходил в клубе завода им. Авиахима и был рассчитан на московский радиолюбительский актив.

С лекцией об истории и развитии электромузыки выступил проф. Гарбузов. С докладом об устройстве и схемах электромузыкальных инструментов выступил изобретатель Володин. Затем радиолюбителям была продемонстрирована игра на «неовиолене» (артист Варвич) и адаптеризованной гитаре (артист Вещацкий).

«Неовиолена» показала хорошие музыкальные свойства. Вначале исполнитель сыграл «Этюд» Шопена в обработке для виолончели, показав звучание низких частот. Затем он продемонстрировал высокие частоты, исполнив написанный для скрипки «Менуэт» Крейслера.

Путем подбора соответствующих частот артист изобразил на инструменте дуэт гобоя и фагота, причем сходство с этими инструментами было почти совершенным. С большим мастерством музыкант исполнил на «неовиолене» ариозо Абессалома из оперы Палиашвили «Абессалом и Этери», причем в этом случае инструмент напоминал чуть приглушенный баритон. Исполнением «Полета шмеля» Римского-Корсакова было показано также мастерство виртуозной игры, а «Паванной» Равеля – спокойная напевность мелодии.

Игра на адаптеризованной гитаре также произвела большое впечатление на слушателей, хотя звучание и не было лишено некоторой, иногда едва уловимой, дозы искажений. Кроме того адаптер честно «регистрировал» и такие совсем не обязательные для слушателей детали игры, как царапание пальцев по струнам или шорохи от движения руки по грифу.

Вечер закончился технической консультацией по вопросам освоения любительской электромузыки.

***

Радиолюбители овладевают все новыми и новыми отраслями радиотехники. Они освоили приемники прямого усиления и приступили к суперам. Они безусловно опередили промышленность в строительстве телевизионной аппаратуры. Они успешно осваивают звукозапись. Читатели журнала помнят, что еще не так давно массовое увлечение телевидением началось со статьи «Всесоюзная телеперекличка», а массовое увлечение звукозаписью – со статьи «Заманивая перспектива».

Настал черед новой отрасли любитёльской работы – электромузыки. Радиолюбители-конструкторы должны подхватить это новое увлекательное дело и двинуть его экспериментальным путём вперед. Вечер электромузыки из московского клуба должен быть перенесен на всесоюзную арену радиолюбительского творчества.

Любительская электромузыка должна начаться с адаптеризации инструментов, а затем перейти к созданию самостоятельных электромузыкальных инструментов. Первый опыт поставлен радиолюбителем Лагутчевым – участником второй заочной радиовыставки, сделавшим «гитафон».

А конструкции, скажете вы, где они?

Сейчас по заданию редакции «Радиофронт» разрабатывается первый любительский электромузыкальный инструмент. Его описание будет опубликовано в ближайшем будущем. Готовится также цикл статей о технике электромузыки. Все это явится естественным продолжением московского вечера электромузыки и данной статьи, вводящей читателя в историю этой новой заманчивой области техники.

Ю. Добряков