Терменвокс по-русски

Мы постоянно добавляем новые материалы на сайт и мы постоянно нуждаемся в вашей помощи.

Пожалуйста, помогите нам с переводом материалов на русский язык.

Переведите пару абзацев >>

ЭМИ вчера, сегодня, завтра

Л. Ломакин. Журнал: «Радио», №10, 1976 год, стр. 35-37

Появление первых электромузыкальных инструментов, пригодных к практическому использованию, относится к началу нашего века. А в 1921 году на – VIII электротехническом съезде в Москве впервые в мире была исполнена концертная программа на электрическом музыкальном инструменте, изобретенном молодым в ту пору инженером Львом Сергеевичем Терменом. Автор демонстрировал также инструмент Владимиру Ильичу Ленину, который дал высокую оценку изобретению и всячески содействовал его популяризации.

Впоследствии Л. С. Термен усовершенствовал инструмент, названный терменвоксом (что означает «голос Термена»), и он получил широкую известность в СССР и во всем мире. Этому во многом способствовало мастерство талантливого исполнителя на терменвоксе К. И. Ковальского.

Изобретение электромузыкального инструмента (ЭМИ) и бурное развитие электротехники положили начало целому направлению в искусстве и электронике – электромузыке, которая в двадцатых-тридцатых годах завоевала прочные позиции во многих странах, и особенно в СССР. Появились грифовые, клавишные и комбинированные, одноголосные, двухголосные и многоголосные ЭМИ. Из большого числа инженеров и конструкторов, наиболее известных своими работами в области электромузыки, следует отметить Л. Термена, А. Володина, И. Симонова. В. Гурова, Е. Прохорова, В. Волынкина, А. Римского-Корсакова, В. Крайцера, А. Иванова, Н. Ананьева, В. Дзержковича.

Свое дальнейшее развитие и мировое признание советская электромузыка получила в послевоенный период. В акустической лаборатории Московской консерватории И. Симоновым был создан многоголосный ЭМИ «Компанола-2»; А. Володин разработал и выполнил двухголосный инструмент В-8; во Всесоюзном научно- исследовательском институте звукозаписи группой специалистов под руководством И. Симонова создан многоголосный клавишный электронный гармониум; появилось большое разнообразие адаптеризованных инструментов – гитара, аккордеон, орган.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе советскому ЭМИ «Экводнн-9» конструкции А. Володина была присуждена Золотая медаль, а на ВДНХ в Москве – Большая золотая медаль. В том же году был организован первый в СССР ансамбль электромузыкальных инструментов Всесоюзного радио и телевидения, которым бессменно руководит ныне заслуженный артист РСФСР В. Мещерин.

В последние годы советская промышленность освоила серийное производство ЭМИ. Появившись на прилавках магазинов, они сразу же получили большую популярность. Их охотно стали использовать оркестры и молодежные ансамбли. Ныне ЭМИ занимают прочные позиции в музыкальной жизни. Ежегодно в СССР выпускается более двухсот тысяч одноголосных и многоголосных ЭМИ, электрогитар, электроаккордеонов, электробаянов и других инструментов с различным уровнем технических характеристик и исполнительских возможностей.

Нужно сказать, что объем производства ЭМИ в СССР непрерывно растет. Если в 1972 году выпуск ЭМИ составлял около двух процентов от общего выпуска музыкальных инструментов, то в 1975 году он достиг шести процентов. Постоянно совершенствуются конструкции ЭМИ, в них все более широко используются новые схемные решения, современные узлы и детали.

Перспективам дальнейшего развития электромузыки, проблемам совершенствования конструкций ЭМИ, задачам, связанным с подготовкой специалистов в области электромузыки – инженеров, композиторов и исполнителей, – была посвящена III Всесоюзная научно-техническая конференция по ЭМИ, состоявшаяся 18–20 мая 1976 года в Житомире. Подчеркнув несомненные успехи в деле развития и распространения электромузыки, производства электромузыкальных инструментов, конференция вместе с тем отметила, что у нас пока крайне мало выпускается высококачественных профессиональных инструментов, стоящих на уровне лучших мировых образцов.

Что же касается зарубежных стран, то в некоторых из них, как отмечалось на конференции, производство ЭМИ составляет от 30 до 70 процентов общего объема выпуска музыкальных инструментов. Одна только итальянская фирма «Фарфиза» ежегодно выпускает около 40 тысяч высококачественных клавишных профессиональных ЭМИ. Характерно, что производство электромузыкальных инструментов, как правило, сосредоточено на специализированных предприятиях.

Какими же будут электромузыкальные инструменты в ближайшем будущем? На этот вопрос, в определенной степени ответила выставка ЭМИ, которая была организована в клубе житомирского завода «Электроизмеритель» имени 50-летия СССР в дни работы III Всесоюзной конференции по ЭМИ. На выставке были представлены как уже выпускаемые изделия, так и новые модели, существующие пока в нескольких экземплярах или совсем недавно запущенные в серийное производство.

Один из ленинградских заводов, например, представил свою первую модель, получившую наименование «Электроника-II». Это – эстрадный клавишный многоголосный инструмент, обладающий набором современных музыкальных тембров и эффектов. В нем широко использованы микросхемы, что позволило сделать инструмент малогабаритным и легким. Интересной особенностью «Электроники-II» является возможность игры глиссандо (скольжение частоты) на любой заранее заданный или произвольный интервал вплоть до октавы. Этот эффект удалось получить благодаря удачному схемному построению блока тональных частот. На конференции «Электроника-II» была названа одной из наиболее перспективных моделей.

Люберецкий завод ЭМИ показал образец кабинетного инструмента, получившего поэтическое название «Лель». Эта модель обладает хорошо развитыми тембровыми возможностями. Внешне напоминающий пианино, но меньший по размерам. «Лель» имеет широкополосную встроенную акустическую систему с выходной мощностью, достаточной для озвучивания большого зала. Контактура «Леля», разработанного Научно-исследовательским институтом музыкальной промышленности, надежна и долговечна – она построена на герконах.

На Рижской фабрике музыкальных инструментов разработана перспективная модификация электронного органа «Прелюдия».

Муромский завод радиоизмерительных приборов, одним из первых приступивший к серийному выпуску ЭМИ, демонстрировал свою модель – «Юность-73», более совершенную по сравнению с прежней. Инструмент обогатился новыми музыкальными эффектами и тембрами, улучшено внешнее оформление.

Однако, пожалуй, самого большого внимания участников конференции и многочисленных посетителей выставки ЭМИ удостоились новые модели одного из ветеранов электромузыкальной промышленности – житомирского завода «Электронзмеритель» имени 50-летия СССР.

Вот, например, электронный баян «Эстрадин-8Б». Многим этот инструмент хорошо знаком. Он демонстрировался на международной выставке «Связь-75» в Москве. Это – инструмент, обладающий большим разнообразием тембров и музыкальных эффектов, воспроизводящий звуки ударноритмического сопровождения. При этом он не утрачивает качеств традиционного духового баяна.

Радушные хозяева – работники завода – сделали участникам конференции и всем любителям электронной музыки хороший подарок: совместно с Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» они выпустили стереофонический диск «Звучит Эстрадин» с записью классических, эстрадно-танцевальных произведений и музыки из мультфильмов в обработке и исполнении сотрудника завода А. Грибера на «Эстрадине-8Б».

Житомирцы показали и другие новинки: концертный ЭМИ «Эстрадин-9» и автоматический электронный ударный инструмент «Эстрадин-II». Первый из них представляет собой современный двухмануальный переносный эстрадно-оркестровый инструмент, предназначенный для профессионального использования. По музыкально-техническим характеристикам, внешнему виду, конструкции клавиатуры и других органов управления «Эстрадин-9» находится на уровне лучших мировых образцов. Он имеет диапазон основных тонов 7 октав, развитую регистровую технику, способен воспроизводить большое число музыкальных эффектов, в том числе перкуссия и тембрато, звуки ритмического сопровождения. «Эстра- дин-9» используется вместе с высококачественной усилительно-акустической системой ЗУ-431 (изготовляемой серийно тем же заводом), содержащей два канала мощностью по 45 Вт при коэффициенте гармоник менее 1% и полосе рабочих частот 20–20 000 Гц.

«Эстрадин-II» представляет собой оригинальный прибор, обеспечивающий автоматическое ударноритмическое сопровождение в одном из 16 наиболее распространенных танцевальных ритмов, выбираемых нажатием кнопки. Прибор имитирует звучание 8 ударных инструментов: большого и малого барабанов, альт-тома, бас-тома, щеток, хета, чоколо и маракасов. На передней панели прибора установлена лампа визуальной индикации темпа, вспышками отмечающая сильную долю такта. Предусмотрены возможность набора любого ритма и синхронный старт от солирующего ЭМИ.

Особым вниманием на выставке пользовался «Терменвокс» – тот самый, который вместе со своим изобретателем объездил полмира. Музыкальные произведения в исполнении самого Л. С. Термена пользовались неизменным успехом. Сейчас Лев Сергеевич, несмотря на преклонный возраст (в этом году он отметил свое 80-летие), полон творческих идей, продолжает отдавать много сил разработке электромузыкальных устройств.

В заключение попытаемся привлечь на помощь фантазию и представить себе ЭМИ более отдаленного будущего. Во-первых, будут, очевидно, очень сложные профессиональные концертные инструменты, рассчитанные на высокий исполнительский уровень, насыщенные электроникой в микросхемном исполнении, позволяющие реализовать большое число самых разнообразных эффектов и тембров, имеющих усилительно-акустический блок высшего класса и большой мощности. Во-вторых, будут созданы аппараты, которые смогут сами «создавать» музыку по заранее заданной программе. Эти ЭМИ, оснащенные компьютерами, синтезаторами, устройствами памяти и другими узлами, станут хорошими помощниками исполнителей и композиторов.

И, наконец, появятся более совершенные ЭМИ, предназначенные для домашнего использования, – легкие, малогабаритные и доступные по цене. Они будут обладать достаточно емкой клавиатурой, набором популярных тембров и эффектов.

Хочется верить, что недалеко то время, когда семейный ансамбль электромузыкальных инструментов станет обычным в каждом доме.

Л. ЛОМАКИН
Житомир – Москва