Терменвокс по-русски

Мы постоянно добавляем новые материалы на сайт и мы постоянно нуждаемся в вашей помощи.

Пожалуйста, помогите нам с переводом материалов на русский язык.

Переведите пару абзацев >>

О терменвоксах и парадоксах

С. Данилов. Журнал: «Техника-молодежи», №6, 2012 год, стр. 20-24

Примечание редактора сайта.

Статья «О терменвоксах и парадоксах», опубликованная на сайте журнала «Техника-молодёжи», несколько отличается от бумажной версии.

Гиперссылки под изображениями добавлены редактором trmvox.ru, их нет в оригинальной статье.

Изобретённый Львом Терменом в 20-х гг. прошлого века терменвокс дал мощный толчок развитию электромузыкальных инструментов во всём мире. Сегодня за рубежом интерес к идеям русского изобретателя вновь велик, только уже на новом, «цифровом» уровне. Будут ли эти инновации востребованы в России?


Лев Сергеевич Термен. 1970 г.

Терменвокс-культура

В августе прошлого года в одном московском Доме культуры состоялся «Первый музыкальный фестиваль современной терменвокс-культуры». Что такое «терменвокс-культура», вряд ли смог бы сказать даже сам Лев Сергеевич Термен, именем которого назван самый парадоксальный музыкальный инструмент – терменвокс. Почему парадоксальный? Ну хотя бы потому, что играть на нём нужно в прямом смысле слова не прикладая рук. Частота звука зависит от ёмкости колебательного контура, которая меняется благодаря изменению музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента. Парадоксально и то, что запатентован российский инструмент был не в России, а в США, где в 30-е гг. по заданию советской службы внешней разведки «работал» изобретатель. Патентование терменвокса позволило поставить выпуск инструмента на коммерческую основу. Правда, производством занялась вовсе не служба внешней разведки, которой в качестве работодателя Термена, как это ни парадоксально, должны принадлежать права на изобретение, а уже в 60-е гг. американская фирма, основанная Робертом Мугом, человеком создавшим первый надёжно работающий синтезатор.

Терменвокс фирмы MOOG

Однако участники фестиваля о парадоксах не задумывались. «Культуру» представляли свыше 500 человек, если считать зрителей. Не так и мало, если задуматься! Глядишь, и через пару десятков лет на смену оркестру псевдонародных инструментов им. Андреева придёт патриотический коллектив размахивающих руками музыкантов. Почему «псевдо»? Да всё очень просто! Так называемый «оркестр русских народных инструментов» был создай известным композитором и музыкантом Василием Васильевичем Андреевым. И «так называемый» это не ирония, а констатация факта, поскольку к русским народным многие инструменты оркестра имеют такое же отношение, как русский шансон к французскому. Балалайка родилась где-то в азиатских степях, была приведена в современный вид самим Андреевым и запатентована его соратником Ф. Пасербским, но не в России, а в Германии, как терменвокс в США. Баян родом тоже из Германии, да и флейта приобрела свой современный вид там же благодаря изобретённой немцами системе особых кольцевых клапанов для закрытия нескольких отверстий.


В таком виде за границей продаётся оптический
терменвокс Beep-it фирмы Unatronics

(http://www.joe-moccia.com/new-gallery-61/)

Правда, на пути терменвокса к массовому успеху немало «если». Пётр I говаривал, что в России не одно, даже хорошее, дело не делается без помощи государства. Поэтому в нашей традиции под любое начинание требовать материальной поддержки у власти. И адепты термеивокс-культуры действуют примерно по такому же принципу. А вот вышеупомянутый Роберт Муг, вдохновившись терменвоксом, не пошёл за деньгами к руководству города, как «КВНщики» за новым зданием к мэру Москвы, а всерьёз занялся синтезированным звуком и в итоге создал лучший одноголосый аналоговый синтезатор Minimoog. Причём, в знак признательности ко Льву Сергеевичу американец начат выпуск конструктора Etherwave, благодаря которому каждый любитель электронной музыки может собрать собственный терменвокс. Другая заокеанская фирма, Unatronics, придумала оптический терменвокс для начинающих. Об американском инструменте уже услышали многие благодаря его включению в список «Инновации-2011», публикуемый популярным онлайн-ресурсом. Эго устройство называется Веер-It и представляет собой генератор квадратной волны. Высота звука в нём регулируется количеством света, попадающим во встроенный фоторезистор. Соответственно любые манипуляции со светом вызывают к жизни странные эффекты, знакомые по фильмам Леонида Гайдая с музыкой (и эффектами) Александра Зацепина.

Терменвоксы цифровой эры

Несмотря на то, что терменвокс так и не стал по-настоящему популярным, попытки создать музыкальный инструмент, не требующий приложения рук, продолжаются. Инженеры на разных концах света независимо друг от друга придумали целых две системы «музыкальных перчаток». В канадской системе в правой перчатке установлены датчики движения, которые следят за положением кисти. Открытая рука означает открытый вокальный тракт, то есть гласные звуки, а закрытая кисть – согласные. Кнопки на левой перчатке помогают воссоздать взрывные согласные вроде «и» и «б», а громкость контролируется ножной педалью. Английская же версия более изощрённая, поскольку в пей датчики следят за движением суставов пальцев, а гироскоп и акселерометр определяют положение рук в пространстве. Сэмплы звуков голоса и инструментов извлекаются из памяти компьютера благодаря сжатию кисти, панорамирование достигается за счёт движения руки в нужном направлении, а две сложенных ладони служат «фильтром» для подавления звука.


Революционная гитара Firebird X
прославленной американской фирмы Gibson

В Австралии, народный умелец изобрёл новый музыкальный инструмент, причём для души, а не для коммерции. Он сделал его из найденного на помойке компьютера Atari 2600 образца 1977 г. и назвал, соответственно, «gAtari 2600», поскольку инструмент выполнен в форме «гитары» с грифом из педалей задержки и флэнджера. С помощью джойстика музыкант пользуется предварительно записанными треками, а качество звука регулируется эквалайзером. Был бы этот изобретатель один, назвали бы чудаком, но таких много по всему миру, и они представляют своё собственное направление «chiptune» или «chipmusic» – «музыка из чипов», исполняемая на останках компьютеров Commodore 64 и игровых консолей Game Boy.


Virtual Air Guitar
(http://airguitar.tml.hut.fi/photos.html)

Порадовала инновационным инструментом и американская фирма по производству электрогитар Gibson, неожиданно перешедшая в цифровой формат. Она сделала революционную модель Firebird X. «Роботизированные» колки новой гитары настраиваются в автоматическом режиме, специальная подставка постоянно поддерживает строй, а педали общаются с инструментом посредством беспроводной технологии Bluetooth. Гвоздём программы стало оригинальное цифровое устройство обработки сигнала Pure-Analog («Чистый аналог»). Название обращено к пуристам-любителям аналогового звучания и поясняет, что цифровая гитара не что иное, как аналог аналоговой – вот какой парадокс. На презентации президент компании Gibson на глазах у изумлённых журналистов разбил электрогитару традиционной модели, чтобы показать, что со старым покопчено. Однако революция быстро сошла на нет – гитара Firebird X была выпущена тиражом всего в 1800 экземпляров, на чём дело и остановилось!


«Мозаичная жестикуляционная поверхность» Mogees,
превращающая любую твёрдую поверхность в
MIDI-интерфейс для воспроизведения сэмплов звуков

Самый простой аналог гитары – пустые руки. Опять термеивокс-культура! Желание изобразить жестами любимый гитарный пассаж – хоть из «Отеля Калифорния», хоть из «Богемной рапсодии» – возникает не только у музыкальных фанатов, но и у профессионалов – достаточно посмотреть Фредди Меркюри на концерте группы Queen. Используя этот базовый инстинкт, финские программисты из компании Virtual Air Guitar несколько лет назад создали приложение, позволяющее играть на «виртуальной воздушной» гитаре. Иными словами, просто в пустоте. Тогда ещё не было «Кинекта», поэтому вид человека в оранжевых перчатках, сжимавшего одной рукой несуществующий гриф, а другой – ритмично размахивающего в параллельной животу плоскости, вызывал желание покрутить пальцем у виска. Но оранжевые перчатки не были элементом эпатажа, а предназначались для лучшего распознавания движений рук датчиками, которые давали команду на воспроизведение того или иного аккорда. За прошедшее с того момента время технологии шагнули далеко вперёд, и махать руками в оранжевых перчатках уже не нужно. На отделении компьютерных искусств сразу двух научно-исследовательских учреждений был создан миниприбор, позволяющий почувствовать себя музыкантом человеку, не имеющему никакого представления, как хотя бы изображать игру на каком-либо инструменте. Устройство под названием Mogees (Mosaicing Gestural Surface – «Мозаичная жестикуляционная поверхность»), придуманное группой аспирантов французского Института исследования и координации акустики и музыки в Париже и английского колледжа Голдсмита при лондонском университете, основано на простом контактном микрофоне, превращающем любую твёрдую поверхность в MIDI-интерфейс для воспроизведения сэмплов звуков. Вибрации поверхности, пойманные микрофоном, либо сразу превращаются в слышимый звук, либо используются для выбора подходящего аналога из библиотеки сэмплов. При этом результат различается в зависимости от того, каким способом происходит воздействие на поверхность. Поэтому простые жесты вроде царапанья, трения или постукивания вызывают к жизни совершенно неожиданную палитру звучаний, а музыкальным инструментом может служить любая поверхность.


Музыкальный инструмент Tabstrummer,
созданный польским инженером Мирославом Совой и
русским программистом Всеволодом Загаиновым

(http://www.bitrebels.com/technology/tabstrummer-lets-you-rock-out-with-key-strokes/)

Однако гитара по-прежнему остаётся самым любимым инструментом широких масс. Наверное, именно поэтому новый музыкальный инструмент Tabstrummer, созданный польским инженером Мирославом Совой и русским программистом Всеволодом Загаиновым, живущими, впрочем, в Монреале, имеет форму гитары. А по своей сущности он представляет собой программируемый контроллер, который, как и все MIDI-интерфейсы , позволяет, помимо исполнения музыки, синхронизировать управление другими звукосодержащими и звуковоспроизводящими устройствами. Роль струи выполняют линии на печатной плате, реагирующие на прикосновение пальцев. На грифе расположены 24 кнопки, половина которых служит для программирования аккордов, а вторая половина - для воспроизведения звуков. С их помощью пользователь в состоянии запрограммировать любые аккорды и воспроизвести их позже простым нажатием кнопок пальцами левой руки. При этом пальцами правой руки он может изображать на печатной плате струпные переборы.


Полифонический синтезатор «Kitara»

Ещё одним вариантом гитары без струн стал появившийся год назад полифонический синтезатор «Kitara». Инструмент, выпущенный компанией из Гонконга Misa Digital Instruments, состоит из грифа с 24 ладами, ёмкостного сенсорного экрана «мультитач-скрин», осуществляющего одновременное определение координат двух и более точек касания, и собственно полифонического синтезатора. Вместо струн у инструмента шесть кнопок на каждом ладу, а рука, которая обычно держит плектр (род медиатора), извлекает из экрана ноты простым прикосновением, хорошо отработанным в общении с «айфонами» и «айпадами».


Пианино-гитара Marcodi

Гитарные вариации не умолкают ни в аналоговом, ни в цифровом пространстве. На очередной выставке Национальной ассоциации музыкальных торговцев США, состоявшейся в январе 2012 г. можно было увидеть гитару с головкой, но без грифа и, наоборот, гитару с грифом, но без головки и без корпуса. Пианино-гитара соседствовала с гитарой, на которой играют, как на пианино. А вместо виртуального «воздушного» инструмента поклонникам жанра предлагалась самая настоящая пневмогитара, в которой роль пальцев выполняли пневматические актуаторы.


Пневмогитара.
Роль пальцев в ней выполняют пневматические актуаторы

Российский парадокс

Какое же место занимает Россия в современной индустрии музыкальных инструментов? Ответ – никакое! Как же так? Неужели у нас пет современных Терменов? Вот тут-то и проявляется главный парадокс нашей отечественной действительности – инструмент, изобретённый Львом Сергеевичем, был побочным продуктом исследований в области устройств, реагирующих без контакта на приближение физических объектов, которые финансировались из государственного бюджета. Результат налицо.

Вот, казалось бы, и пришёл момент, когда самое время намекнуть, что мы многого бы добились в области новейших музыкальных технологий, если бы в эту область пришло бы государство, например, в лице корпорации «Роснано». Но я этого не скажу! Потому, что ничего бы мы не добились, ведь есть ещё один парадокс. Терменвокс был революционным изобретением и стал достоянием избранных. Не случайно фестиваль «терменвокс-культуры» прошёл в ДК, а не в «Олимпийском» или Кремлёвском дворце.


Клавиатура аркичембало – оригинального инструмента,
придуманного композитором-новатором Никола Вичентино
для исполнения микрохроматической музыки

Точно так же, как забыт терменвокс, предано забвению не менее интересное изобретение – уникальный, созданный в 1930 г. ленинградским инженером Евгением Шолпо, оптический синтезатор «Вариофон», который погиб во время блокады Ленинграда. А тремя веками раньше бесследно исчезли аркичембало и аркиорган, музыкальные инструменты, придуманные итальянским композитором-новатором Никола Вичентино для исполнения микрохроматической музыки. Зато близкий родственник аркичембало, клавесин, будучи инструментом традиционной ориентации, никуда не делся и эволюционировал в рояль. Другими словами не укладывается терменвокс в традиционную музыкальную культуру, слишком уж он необычен. А как ни крути, эволюция надёжнее революции. Современных примеров этому более чем достаточно. Возьмём известную исландскую певицу Бьорк – уж более революционного исполнителя трудно найти. Её последний альбом Biophilia полностью вышел в приложении для «айфона» и «айпада». Для мирового тура, посвящённого выходу альбома, Бьорк заказала музыкальный инструмент под названием «Арфа гравитации» (The Gravity Harp), состоящий из четырёх роботических маятников Фуко. В каждом маятнике спрятана 11-струнная арфа, на которой можно исполнять заранее запрограммированные мелодии или играть вживую с помощью специального программного обеспечения. Маятники подвешены на высоте шесть метров и качаются взад-вперёд, подчиняясь командам компьютера. Для поддержания ровной последовательности нот разница фаз колебаний соседних маятников составляет 90 градусов и обеспечивается индивидуальными моторами каждого маятника. Необычно? Интересно? Да! Но… кто у нас Бьорк слушает? Да практически никто – не нужна нам революция, нам бы что попроще! Сделайте в Кремлёвском дворце шоу под названием «Концерт Стаса Михайлова» и народ попрёт! Ведь, если по-честному, любим-то мы в России не инновацию, а реновацию – «Старые песни о главном», «Дискотеку 80-х», «Ретро FM» или пришедший из советской эпохи КВН.


«Арфа гравитации» (The Gravity Harp)

И уж совсем невероятно предположить, что у нас когда-нибудь станет популярным ещё одно повое устройство, которое и у себя-то на родине, в Англии, пока что существует в виде «proof of concept» – демонстрации принципиальной возможности. В данном случае речь идёт о возможности управлять музыкальными инструментами без рук – опять «рука Термена»! – с помощью мозга. Разработанный в университете города Плимут «Музыкальный интерфейс для мозгового компьютера» (Brain Computer Musical Interface) состоит из ноутбука, программного обеспечения, трёх электродов и усилителя электрических сигналов мозга вроде того, что используется для электроэнцефалограммы. А не приживётся у нас этот интерфейс не потому, что мозгов не хватает, а наоборот, потому что слишком много. Если каждый на себя шлем наденет и начнёт музыку сочинять, а потом тут же её передавать всем желающим через Интернет, то кучке композиторов, захвативших телеэкраны, просто нечего будет делать. Как, собственно, и телепродюсерам: ни тебе ротаций, ни продажи рекламного времени, ни других рыночно-коммерческих возможностей.


«Арфа гравитации» на концерте Бьорк

И вот ещё один парадокс, подтверждающий традиционную бесперспективность музыкальных инноваций в отечественной массовой культуре. Главным изобретением Льва Термена безусловно является терменвокс. Однако мало кто сумеет догадаться, за что этот талантливый инженер получил в 1947 г. Сталинскую премию. А получил он её за подслушивающие устройства, одно из которых было вмонтировано в подаренное послу США Авереллу Гарриману советским правительством деревянное панно из ценных пород дерева, позволившее почти восемь лет прослушивать переговоры в кабинете американского дипломата. Ну не парадокс ли?

Сергей ДАНИЛОВ