Терменвокс по-русски

Мы постоянно добавляем новые материалы на сайт и мы постоянно нуждаемся в вашей помощи.

Пожалуйста, помогите нам с переводом материалов на русский язык.

Переведите пару абзацев >>

Многотембровый концертный электромузыкальный инструмент типа «Терменвокс»

Л. Д. Королёв. Доклад на III Всесоюзной научно-техн. конференции
«Состояние и перспективы развития ЭМИ в СССР». – г. Житомир, 1976.

Вы можете скачать:

фотокопию рукописи доклада

Тезисы доклада

В докладе рассмотрено: структурная схема, основные узлы, требования к этим узлам и характеристики многотембрового концертного ЭМИ типа «Терменвокс».

Проведен краткий анализ стабильности частоты транзисторной генераторной основы и приведены экспериментальные данные (транзисторы серии МП40 – МП42, емкостная трехточка, частоты настройки – около ста кГц, транзисторы генераторов подбирались по β и Iко с точностью 5 %): в диапазоне температур +15-35 °С при постоянной влажности воздуха медленные уходы частоты ее не превышают 3-5 Гц, атмосферная составляющая уходов частоты при температуре +20-25 °С в диапазоне относительных влажностей 65-85 % не превышают 3 Гц.

Тембровая номенклатура инструмента представлена тремя голосовыми тембрами, формируемыми гармоническим способом с помощью одноконтурной цепи и пятью инструментальными (высокий и низкий регистры смычковых, гобой, валторна, труба), формируемыми формантным способом. Импульсные последовательности, возбуждающие независимые по каждому тембру одноконтурные и интегрирующие цепи поступают с импульсных преобразователей, подключенных к выходу детектора биений.

Отмечая ряд специфических особенностей формантного темброобразования в терменвоксе, указывается, в частности, на необходимость тщательного формирования импульсного материала, возбуждающего простейшую формантную цепь, и понижения добротности формантной цепи, что позволяет продлить «живучесть» данного тембра без применения многоконтурных формантных цепей.

Схемы формирования амплитудных характеристик и линейный балансный модулятор обеспечивают соответствующие для каждого тембра огибающие сигналов и также огибающие гавайской гитары и скрипичного «пиццикато». Для расширения исполнительских возможностей инструмента запуск схемы формирования амплитудных характеристик осуществляется одной из трех кнопок включенных параллельно и расположенных на пульте управления под указательным, средним и безымянным пальцами левой руки. Коэффициент прохождения сигналов через запертый модулятор – не хуже -70 дБ.

В инструменте применен малогабаритный трехпружинный ревербератор с верхней граничной частотой 5 кГц и динамическим диапазоном порядка 33 дБ. Уровень реверберации может регулироваться в процессе исполнения музыкальных произведений от 0 до 60 % при сохранении средней громкости, соответствующей определенному положению педали.

Фоторезисторный педальный регулятор громкости обеспечивает диапазон регулировки порядка 50 дБ.

Необходимым узлом современного концертного терменвокса является маломощный контрольный усилитель с громкоговорителем (желательно направленным), расположеным вблизи от исполнителя, позволяющим исполнителю находить необходимую ноту перед началом игры при отключенных (с пульта управления инструмента) громкоговорителях зала, а также для самоконтроля в процессе игры.

Приведены дополнительные сведения об инструменте:

  • число транзисторов (без контрольного усилителя и усилителя зала) – 26 (потребляемая мощность около 6 Вт.);
  • предусмотрена возможность исполнения трели путем касания пальцем левой руки металлического язычка электрически соединенного с «корпусом».

Л. Д. Королев


Доклад

1. Введение

Одноголосный многотембровый электромузыкальный инструмент типа «Терменвокс» предназначен для сольного исполнения концертных программ с аккомпанементом любого многоголосного инструмента, а также для применения в различных музыкальных ансамблях. Широкий звуковысотный диапазон, возможности быстрых глиссандирований во всём диапазоне и достаточно большая тембровая номенклатура дают возможность использовать инструмент для создания оригинальных музыкальных эффектов при озвучивании кинофильмов, сопровождении радиопередач и др.

Предлагаемый новый ЭМИ отличается, от известных ранее, рядом новых технических решений и усовершенствований, позволяющих существенно расширить исполнительские и тембровые возможности.

Основными из этих решений являются:

  1. Многокнопочная манипуляция звука – позволяет исполнять быстрые музыкальные пассажи.
  2. Применена новая схема для выравнивания мензуры.
  3. Предусмотрена возможность исполнения «трели».
  4. Стабильность частоты генераторной основы доведена до предела, определяемого атмосферной составляющей.
  5. Применён контрольный усилитель, позволяющий исполнителю находить опорную звуковысотную точку практически незаметно для публики.
  6. Наряду с гармоническим способом темброобразования, применён и формантный, что позволило получить ряд новых (близких к инструментальным) тембров.
  7. В инструмент введён ревербератор.

 

Разработка инструмента проводилась в тесном творческом контакте с мастером выразительной игры на терменвоксе К. И. Ковальским.

2. Технические сведения

В схеме инструмента, включая контрольный усилитель и узлы питания, имеется 33 полупроводниковых триода.

Звуковысотный диапазон охватывает все октавы основных тонов, значительную часть обертонной шкалы и составляет в частотном измерении (по первой гармонике) 10 кГц.

Тембровая номенклатура представлена тремя традиционными для терменвокса голосовыми тембрами и пятью инструментальными, напоминающими звучание гобоя, валторны, трубы, скрипки и виолончели.

Управление высотой звука производится при сидячей посадке исполнителя изменением положения правой руки и корпуса в пространстве перед антенной; при исполнении «трели» – касанием пальца левой руки металлического язычка расположенного на пульте управления.

Манипуляция звука осуществляется нажатием одной из трёх кнопок, расположенных на пульте управления, пальцами левой руки исполнителя.

Громкость звука регулируется педалью, обеспечивающей диапазон примерно 50 дБ.

Амплитудные характеристики – соответствующие для каждого тембра; предусмотрен переход на затухающие звуки с фиксированным временем затухания около 3 с, а также быстрый переход на скрипичное «пиццикато» и возврат к обычному исполнению в процессе игры.

В инструменте применён ревербератор с верхней граничной частотой 5 кГц и регулируемым уровнем реверберации.

Питание осуществляется от сети переменного тока 50 Гц напряжением 127, 220 В с отклонением от номинала +10, -20 %.

В состав аппаратурного комплекса входят: основной блок, педаль для управления громкостью звука, контрольный усилитель, усилитель зала, комплект соединительных кабелей.

3. Устройство инструмента и некоторые особенности технических решений

Функциональная схема инструмента показана на рисунке.


Функциональная схема
многотембрового концертного ЭМИ типа «Терменвокс»

Генераторная основа включает в себя генератор переменной частоты 1 со штыревой антенной для управления высотой звука 2, генератор постоянной частоты 3, суммирующую цепь с контуром гармонического синтеза 4 и детектор биений 5.

Генераторы собраны по схеме с емкостной обратной связью на транзисторах серии МП40. Частота настройки генераторов – около 100 кГц. Изменением высоты антенны производится грубая установка длины грифа; точная установка грифа осуществляется с помощью органа подстройки 7, воздействующего на генератор постоянной частоты и выведенного на пульт управления.

При исполнении «трели» музыкант касается пальцем руки металлического язычка электрически соединённого с общим проводом. В результате этого контакта частично шунтируется электрическая ёмкость корпус человека – корпус инструмента, что приводит к небольшому изменению ёмкости рука – антенна, а, следовательно – к небольшому изменению частоты управляемого генератора. Выходы генераторов суммируются на резистивной цепи, подключенной к контуру параллельного действия, имеющего две фиксированных настройки. С выхода детектора биений звуковой сигнал через общий переключатель тембров 8 поступает на модулятор 9.

Наряду с гармоническим способом темброобразования в инструменте применён и формантный способ, позволяющий получить ряд инструментальных тембров.

Для реализации формантного способа введены импульсные преобразователи 10, подключённые к выходу детектора биений, и формантные цепи 11. С помощью импульсных преобразователей стандартизируются формы импульсных последовательностей, которые возбуждают независимые по каждому тембру одноконтурные и интегрирующие цепи.

Следует отметить ряд особенностей формантного темброобразования в терменвоксе в части получения инструментальных тембров.

Терменвокс в отличие от других ЭМИ обладает достаточно яркой выраженной индивидуальностью. Эта индивидуальность определяется целым комплексом его особенностей, таких как огромный звуковысотный диапазон, отсутствие опорных звуковысотных точек, специфический способ игры, возможности случайных малозаметных глиссандирований и др. Не следует забывать и о ещё невыявленных особенностях. Работы в этом направлении пока находятся в начальной стадии.

Практика показывает, что некоторые технические тембровые решения вполне приемлемые для других ЭМИ плохо подходят для терменвокса.

В настоящей модели не ставилась задача копирования тембров, важно было лишь подчеркнуть наиболее характерные особенности тембра при максимальной простоте технического выполнения. Эта задача решалась путём тщательного формирования импульсного материала, возбуждающего одноконтурную формантную цепь при относительно низкой её добротности, что позволило продлить «живучесть» тембра без применения многоконтурных цепей.

Вернемся к схеме инструмента. Формирователь амплитудных характеристик 12 и линейный балансный модулятор 9 обеспечивают соответствующие для каждого тембра огибающие сигналов, а также огибающие с плавным затуханием и скрипичного «пиццикато». Коэффициент прохождения сигналов через запертый модулятор не превышает уровень -75 дБ.

Для расширения исполнительских возможностей инструмента запуск схемы формирования амплитудных характеристик осуществляется одной из трёх кнопок 13 (для упрощения на рисунке показана одна кнопка), включённых параллельно и расположенных на пульте управления под указательным, средним и безымянным пальцами левой руки исполнителя. Переход на различные виды амплитудных характеристик производится переключателем 14, а включение «пиццикато» – кнопкой 15, расположенной под большим пальнем левой руки. Подключение радиоэлементов, определяющих атаку и концевое затухание голосовых и инструментальных тембров производится общим переключателем тембров 8.

Фоторезисторный педальный регулятор громкости 16 обеспечивает диапазон регулировки уровня звука несколько более 50 дБ.

С выхода педального регулятора звуковой сигнал снова возвращается в основной блок и поступает на микшерный усилитель 17 и ревербератор 18. В инструменте применён малогабаритный трёхпружинный ревербератор с верхней граничной частотой 5 кГц и динамическим диапазоном 33 дБ. Уровень реверберации может регулироваться в процессе исполнения музыкальных произведений регулятором 19 от 0 до 60 % при сохранении средней громкости, соответствующей определенному положению педали.

С выхода микшерного усилителя звуковой сигнал через регулятор громкости 20 поступает на контрольный усилитель 21, а через кнопку отключения 22 – на усилитель зала 23.

Необходимым узлом современного концертного терменвокса является маломощный контрольный усилитель с громкоговорителем, расположенным вблизи от исполнителя, позволяющим исполнителю находить необходимую ноту перед началом игры при отключённом усилителе зала (кнопка 22), а также для самоконтроля в процессе игры, особенно важном при исполнении музыкальных произведений в сильно реверберирующих помещениях.

Доклад сделан 18 мая 1976 г.
(г. Житомир)